–оботы-машины покорили пустыню

10.10.2005, 09:45
»сточник: Membrana.ру



–оботы-машины покорили пустыню
”тро 9 окт€бр€, на следующий день после завершени€ гонки.  оманда —тэнфорда наслаждаетс€ законным шампанским и чеком на подиуме (фото Reuters/Gene Blevins).

Ќемножко из истории создани€ гонки:

Ќаверное, вс€ истори€ DARPA Grand Challenge - тот самый случай, который надлежит ставить в пример того, как государственна€ структура умеет решать свои проблемы, а точнее, спихивать их на частную инициативу.

Grand Challenge затевалось не на потеху честному народу. ѕри всей помпезности это лишь один из этапов реализации крупной программы по внедрению робототехники в вооружЄнные силы.

ѕока, к счастью, речь идЄт не о применении автономных роботов в качестве боевых единиц (то бишь "“ерминаторов"), так говор€т в DARPA. ћашины будут помогать спасател€м.

Ќесколько лет назад американский  онгресс постановил: к 2015 году не менее 30% военной техники должно быть роботизировано. ѕо всей видимости, под это были выделены приличные средства. ќднако в DARPA решили мобилизовать частный и академический сектор: в качестве премии самому самому служили один, а потом и два миллиона долларов, а главное, слава и почЄт.

Ѕольшинство команд, участвовавших в соревновании, "бились" конечно же за приз. ѕеред камерами и микрофонами все те, кого —тэнфорд оставил позади, высказывались так, что раз мы дошли до финиша, то уже победили.

ƒве сотни километров под пал€щим солнцем. ќсыпающиес€ каменистые склоны, редкий кустарник, пыль. «апутанна€ "легенда", ведуща€ к цели. » $2 миллиона Ц победителю. ƒостойные дл€ сражени€ среди самых выносливых марафонцев услови€. “ем более жЄсткие, что марафонцы не были людьми.

“риумфально завершилось соревнование автономных автомобилей-роботов "¬еликий вызов" (DARPA Grand Challenge 2005, организованное научно-исследовательским агентством ѕентагона.

¬ прошлом году DARPA впервые устроила гонки роботов. –езультат был не утешительный: самого лучшего робота хватило только на 12 километров, а потом и он сошЄл с трассы. Ќа этот раз 5 из 23 робомашин преодолели таки 212 километров и добрались до финиша.

ѕентагон рассчитывает, что испытанные здесь технологии к 2015 году, а, может быть, и раньше приведут к по€влению полностью автономных наземных машин, предназначенных дл€ действий на поле бо€.

ћаршрут гонки (фото с сайта grandchallenge.org).


ћаршрут гонки (фото с сайта grandchallenge.org).

ѕока требовани€ далеки от боевых. » всЄ же не зр€ после финиша гонки директор DARPA “они “ейтер (Tony Tether) сказал, что участники соревновани€ не просто устанавливали рекорды, но "творили историю".

ј рано утром 8 окт€бр€ на старт вышли 23 претендента на победу, отобранные по результатам полуфиналов из 43 команд, в свою очередь, попавших в полуфиналы из числа 195 первоначальных участников.

"ƒжентльменыЕ тьфу ты, компьютеры, заводите моторы!" (фото с сайта grandchallenge.org).

"ƒжентльменыЕ тьфу ты, компьютеры, заводите моторы!" (фото с сайта grandchallenge.org).
Ќапомним, автомобили-роботы должны были двигатьс€ совершенно самосто€тельно. Ѕез какого-либо вмешательства людей (даже по радио).

» старт, и финиш гонки состо€лс€ в местечке ѕримм (Primm), штат Ќевада. ƒовольно запутанный маршрут диной 211,8 километра пролегал по каменистой пустыне ћохаве.

ѕо услови€м соревновани€, за два часа до старта команды получали CD с маршрутом, который должны были ввести в "мозги" автомобилей-роботов.

«аметим, знание маршрута дл€ робота означало лишь понимание общего направлени€. Ќо вот тактику преодолени€ преп€тствий на пути Ц €м, скал, косогоров и прочего Ц машина должна была выбирать сама, без вмешательства людей.

Stanley меньше всего напоминает военный аппарат, но ближе всех подошЄл к заветной цели ѕентагона Ц автономным машинам на поле бо€ (фото Stanford Racing Team).


Stanley меньше всего напоминает военный аппарат, но ближе всех подошЄл к заветной цели ѕентагона Ц автономным машинам на поле бо€ (фото Stanford Racing Team).

 стати, на пустынной трассе были разбросаны и искусственные преп€тстви€, так что "вызов" вовсе не означал спокойный ровный "бег" автомобилей по сигналам спутниковых навигаторов.

ƒл€ того, чтобы машины могли ориентироватьс€ на местности, их создатели применили самые разнообразные технологии Ц радары и лазерные сканеры, ультразвуковые локаторы и, конечно, видеокамеры, которые скармливали картинки дороги системам распознавани€ образов.

ѕо правилам гонки, обещанный приз в $2 миллиона получал победитель, который не только преодолел бы маршрут быстрее соперников, но непременно уложилс€ бы в 10 часов.

“рассу нельз€ было назвать простой (фотографии с сайта grandchallenge.org).
“рассу нельз€ было назвать простой (фотографии с сайта grandchallenge.org).

Ётот приз забрала команда из —тэнфорда (Stanford University) с автомобилем-роботом Stanley. ≈го результат Ц 6 часов 53 минуты 58 секунд.

¬торое и третье места зан€ли машины от одной команды Red Team из университета  арнеги-ћеллона (CMU).

„лен команды Red Team ƒэвид –эй (David Ray) вешает медаль от DARPA на крышу автомобил€-робота Sandstorm (фото AP/Damian Dovarganes).

„лен команды Red Team ƒэвид –эй (David Ray) вешает медаль от DARPA на крышу автомобил€-робота Sandstorm (фото AP/Damian Dovarganes).
ќна выставила на трассу два различных робота: Sandstorm, переделанный из армейского HMMWV (Sandstorm, кстати, был также и участником соревновани€ 2004 года), и H1ghlander — модернизированный джип Hummer.

«акалЄнный прошлогодней неудачей Sandstorm оказалс€ чуть-чуть быстрее своего более молодого собрата: их врем€ составило 07:04:50 и 07:14:00.

7 часов 30 минут и 16 секунд ушло на преодоление маршрута у робота KAT-5 команды Gray Team.

Ётот аппарат был создан под флагом и на деньги страховой компании Gray Insurance. –обота построили студенты из Ћуизианы, снабдив компьютером, камерами, системами управлени€ и прочей электронной и механической начинкой внедорожник Ford Escape Hybrid.

Gray Team позирует у своей машины, после того, как она пересекла финишную ленточку четвЄртой (фото AP Photo/Damian Dovarganes).
Gray Team позирует у своей машины, после того, как она пересекла финишную ленточку четвЄртой (фото AP Photo/Damian Dovarganes).

16-тонный грузовик-робот TerraMax нужно отметить особо.

ќн был построен командой из американской корпорации Oshkosh Truck, специализирующейс€ на военных грузовиках, пожарных машинах и подобной спецтехнике. » он участвовал (неудачно, как и все тогда) в DARPA Grand Challenge 2004.

Ќа этот раз неповоротливый (на вид) монстр с честью прошЄл весь маршрут, но не уложилс€ в 10 часов.

TerraMax пришЄл к финишу последним. Ќо большинство стартовавших и вовсе не финишировало (фото Reuters/Gene Blevins).

TerraMax пришЄл к финишу последним. Ќо большинство стартовавших и вовсе не финишировало (фото Reuters/Gene Blevins).
ѕосле того как миновал контрольный срок, руководители соревновани€ хотели дать команду остановить машину, ввиду того, что она уже не могла выиграть соревнование. Ќо создатели TerraMax попросили дать грузовику шанс, и заверили организаторов, что машина вернЄтс€ к финишу до наступлени€ темноты. “ак и произошло.

Ёто достойное достижение, учитыва€, что ещЄ 18 "искусственных интеллектов" с преодолением пустыни не справились. ѕара машин преодолела половину маршрута, остальные Ц намного-намного меньше.

“еперь несколько слов о победителе. ќснова Stanley Ц это внедорожник Volkswagen Touareg с п€тицилиндровым турбодизелем мощностью 174 лошадиные силы.

≈го рулевое управление, тормозна€ система и педаль газа управл€лись электромеханическими приводами, получавшими питание от мощного комплекта батарей.

√лазами робота были: п€ть лидаров, видеокамера и радар.  роме того, он был оснащЄн компасом, несколькими датчиками, заменившими машине вестибул€рный аппарат, и спутниковой навигацией с точностью определени€ координат в 20 сантиметров.

≈щЄ два претендента Ц машины от Indy Robot Racing Team и Team Jefferson (фото AP/Francis Specker).
≈щЄ два претендента Ц машины от Indy Robot Racing Team и Team Jefferson (фото AP/Francis Specker).

–азумеетс€, машина не могла бы двигатьс€ без мощного софта, который крутилс€ на шести "камн€х" Pentium-M. ќпрос всех датчиков и радаров происходил 10 раз в секунду, а в сложных ситуаци€х Ц до 100 раз в секунду.

ћожет быть, среди прочих участников были машины и с более мощными процессорами, но, очевидно, именно Stanley оказалс€ самым интеллектуальным.

√од назад провал гонки Grand Challenge заставил скептиков усомнитьс€ в возможност€х современных технологий. ћол, самосто€тельное движение автомобил€ по пересечЄнной местности пока невозможно.

ѕосле того, как студенты из —тэнфорда несколько раз подбросили на руках своего лидера —ебастиана “рана (Sebastian Thrun), руководитель команды сказал: "ћы достигли невозможного".

ј топерь подробнее о робомобил€х, пересЄкших финишную пр€мую:

ѕобедитель и финалисты DARPA Grand Challenge 2005

Stanley

Stanley представл€ет собой модифицированный Volkswagen Touareg R5 под управлением семи компьютеров на базе Pentium M, оснащЄнный GPS, инерционными датчиками, лазерными измерител€ми дальности, видеокамерами и системой радаров. ¬се сенсоры сканируют окружающее пространство с частотой в 10-100 √ц, что позвол€ет Stanley в реальном времени обнаруживать и обходить преп€тстви€.

„то характерно, работами над Stanley руководил —ебасть€н “ран, бывший доцент главы Red Team ”ниверситета  арнеги-ћеллона профессора –эда ”итэйкера... ≈стественно, —ћ» не смогли удержатьс€ от высказывани€ фраз об ученике, превзошедшем учител€, оно и пон€тно.

Sandstorm

–азработка Sandstorm ведЄтс€ с 1986 года. »менно он в прошлом году стал условным победителем DARPA Grand Challenge 2004, продержавшимс€ дольше других. —итуаци€, в результате которой многократно тестировавшиес€ роботы вышли из стро€ все разом, с одной стороны, многих удивила, с другой - заставила относитьс€ к самой затее DARPA с изр€дной долей скепсиса.

 ак вы€снилось, напрасного.

H1ghlander

GrayBot/Kat 5

— этим робомобилем св€зана отдельна€ интрига, если можно так выразитьс€. Gray Team была создана при финансовой поддержке семьи √рэев, владельцев Gray Insurance. —обственно, про DARPA Grand Challenge √рэи узнали из журнала Popular Science, и им пришло в головы "помочь национальной безопасности", разработав надЄжную, конкурентоспособную технологию. „то характерно, получилось, даром что, как потом за€вил в интервью News.com восемнадцатилетний ƒенвер √рэй, максимум, на что они рассчитывали - это на прохождение 12 километров, как Sandstorm в прошлом году. ќднако их машина дошла до финиша. "“ак что мы уже победили", - отметил √рэй.

Terramax

 оманда разработчиков включала в себ€ сотрудников компаний Oshkosh Truck Corporation, Rockwell Collins и Rockwell Scientific, а также ѕармского университета (»тали€) и ќбернского университета в јлабаме. »з-за нескольких вынужденных остановок робомобиль не уложилс€ в положенное врем€ (10 часов), но доехал-таки до финиша.

«а здоровье победителей и непроигравших.

ј что дальше?

DARPA Grand Challenge 2006 не будет! јгентство передовых оборонных исследований не собираетс€ тратить более врем€ и средства, поскольку не вид€т на то резонных оснований: победитель вы€влен, по всей видимости, технологи€ на нужном DARPA уровне получена, а доводить еЄ до кондиции будут уже в самом агентстве.

–азработчики победивших робомобилей тоже, по всей видимости, добились своего: их роботы доказали свою надЄжность, почести получены, а —тэнфорду достались ещЄ и два миллиона нелишних финансовых вливаний.

„то ж, молодцы!


 лючевые слова:
–оботы - машины
робот
робототехника


¬ернутьс€ в рубрику:

Ќа базе авто-мототехники


≈сли вы хотите видеть на нашем сайте больше статей то кликните ѕоделитьс€ в социальных сет€х! —пасибо!
—мотрите также:

ќбратите внимание полезна€ информаци€.