Ћетающий ранец сплотил семью мечтой о небе

13.05.2009, 14:57



Ћетающий ранец сплотил семью мечтой о небе
–акетные по€са, к примеру, поражали воображение широкой публики ещЄ в начале 1960-х, но какой прок от 30 секунд полЄта? јвторы этой машины когда-то поставили перед собой цель Ц доступный "запас хода" нужно нарастить на два пор€дка (фото Martin Aircraft Company).

¬сего $20 в мес€ц, выкроенных из семейного бюджета, работа в свободное врем€ без выходных и праздников, подручные материалы, помощь детей и, конечно, вера в себ€. “ак когда-то начиналс€ проект, ныне готовый вылитьс€ в интересный бизнес по продаже по всему миру персональных летающих ранцев, сто€щих, как хороший спорткар. ¬ы готовы обойти  арлсона на повороте? “огда в путь.

Ќовозеландска€ компани€ Martin Aircraft полным ходом движетс€ к старту мелкосерийного производства удивительного аппарата — летающего ранца Martin Jetpack. ѕубличный дебют этой лЄгкой машины состо€лс€ в американском ќшкоше (Oshkosh) летом прошлого года. Ќапомним пока лишь главное: "ћартин" поднимаетс€ в небо за счЄт т€ги пары вентил€торов, заключЄнных в кольцевые обтекатели, а приводит их один бензиновый движок (топливо примен€етс€ автомобильное).

Martin Aircraft называет свою разработку первым в мире действительно практичным летающим ранцем, подразумева€ его повседневное использование, простоту обучени€ управлению этой машиной и, на что делаетс€ особый упор, высокую безопасность.

Martin Jetpack летал уже много раз, но пока, суд€ по всему, его не испытывали на предельные возможности, ограничива€сь осторожными подъЄмами (фото Martin Aircraft Company).


Martin Jetpack летал уже много раз, но пока, суд€ по всему, его не испытывали на предельные возможности, ограничива€сь осторожными подъЄмами (фото Martin Aircraft Company).

ј что в этой области теоретически бывает ещЄ? "«аплечные" вертолЄты с классическим большим винтом над головой пилота, ракетные ранцы да вс€ка€ редкость типа ранца с крошечными турбореактивными движками.

»зобретатель "джетпака", основатель компании √ленн ћартин (Glenn Martin). ѕервые идеи, св€занные с летающим ранцем, пришли ему в голову ещЄ в 1981 году, но компани€ была основана только в 1998-м. ѕервые прообразы "ƒжетпака ћартина" (было сделано, по меньшей мере, 9 прототипов) научились устойчиво парить лишь в 2005-м, а широка€ публика узнала о существовании машины, подготовленной к серийному производству, только в прошлом году (фото Martin Aircraft Company).

»зобретатель "джетпака", основатель компании √ленн ћартин (Glenn Martin). ѕервые идеи, св€занные с летающим ранцем, пришли ему в голову ещЄ в 1981 году, но компани€ была основана только в 1998-м. ѕервые прообразы "ƒжетпака ћартина" (было сделано, по меньшей мере, 9 прототипов) научились устойчиво парить лишь в 2005-м, а широка€ публика узнала о существовании машины, подготовленной к серийному производству, только в прошлом году (фото Martin Aircraft Company).

¬ воздух эти аппараты поднимались. Ќо либо врем€ полЄта оказывалось ничтожным, либо сам полЄт опасным, либо по€вл€лись вопросы к надЄжности и управл€емости. ¬ общем — экзотикой всЄ это и осталось, несмотр€ на дес€тилети€ эволюции. ¬ариант персонального воздушного транспорта, предлагаемый новозеландцами, выдел€етс€ кучей параметров. » среди них потребители прежде всего оцен€т продолжительность полЄта — до получаса.

ѕравда, пока не завершЄн весь цикл испытаний, о подлинных способност€х ранца судить негоже. “ем не менее есть обнадЄживающие моменты.

«а прошедшие мес€цы многочисленные поклонники "транспортных средств будущего" не раз высказывали недовольство: на опубликованных ранее снимках и в роликах ранец ћартина страхует в очень невысоком полЄте пара "пеших" помощников, придерживающих машину за специальные поручни сбоку. ћол, без коррекции этих людей аппарат будет трудно управл€ем, а то и вовсе перевернЄтс€.

» вот Martin Aircraft отреагировала на критику: пару недель назад она выпустила ролик, в котором (пусть на небольшой высоте и в помещении) показано, насколько ранец послушен в управлении.

Ќо и это не всЄ.  омпани€ разъ€снила, что еЄ аппарату присуща естественна€ стабильность за счЄт расположени€ суммарного центра давлени€ выше центра масс машины вместе с пилотом (его положение, кстати, регулируетс€ один раз перед началом рейса). ѕричЄм эти точки наход€тс€ одна под другой как при взгл€де анфас, так и в профиль.

Ёта схема по€сн€ет, почему аппарат ћартина стремитс€ стабилизироватьс€ сам собой (иллюстраци€ Martin Aircraft Company).


Ёта схема по€сн€ет, почему аппарат ћартина стремитс€ стабилизироватьс€ сам собой (иллюстраци€ Martin Aircraft Company).

“аким образом, дл€ того чтобы машина начала движение вперЄд, назад, вбок или вращение на месте, необходимо создать некомпенсированную силу, дл€ чего служат поворотные аэродинамические рули, расположенные в ниспадающем потоке, идущем от винтов. Ётими пластинами и управл€ет пилот, именно они чуть-чуть наклон€ют аппарат в ту или иную сторону, создава€ горизонтальную составл€ющую общей силы т€ги установки.

—оздатели "джетпака" пишут, что во врем€ одного из тестовых полЄтов пилот бросил ручки управлени€ и машина исправно зависла на месте — удержива€сь ровно и неподвижно.

Ќа сайте компании регул€рно по€вл€ютс€ новости, свидетельствующие о постепенном развитии проекта.

“ак, в декабре 2008-го фирма получила почти $970 тыс€ч от новозеландского правительственного фонда исследований, науки и технологий (Foundation for Research, Science and Technology). ќт этой суммы ещЄ далеко до $20 миллионов, необходимых дл€ развЄртывани€ полномасштабного выпуска "джетпака". “ем не менее новозеландцы обещают, что первые 10 аппаратов будут поставлены клиентам уже в нынешнем году.

Ќовую модель (то есть самую последнюю версию эволюционировавшего "джетпака") отличает очень широкое применение углеродных композитов. Ёто не только лопасти винтов-вентил€торов, к примеру, но и несуща€ рама аппарата, и воздуховоды, и топливный бак, и ударопоглощающа€ клетка в нижней части машины, и ещЄ большой перечень деталей (фото Martin Aircraft Company).
Ќовую модель (то есть самую последнюю версию эволюционировавшего "джетпака") отличает очень широкое применение углеродных композитов. Ёто не только лопасти винтов-вентил€торов, к примеру, но и несуща€ рама аппарата, и воздуховоды, и топливный бак, и ударопоглощающа€ клетка в нижней части машины, и ещЄ большой перечень деталей (фото Martin Aircraft Company).

ј вообще компани€ ведЄт переговоры с более чем полусотней потенциальных покупателей, про€вивших интерес к летающему ранцу. Ёти люди представл€ют разные страны от ћалайзии до Ўвеции. Ќо большинство — из —Ўј. Ќека€ группа предпринимателей в Ўтатах даже высказывала идею о переносе к ним на родину производства "ƒжетпака ћартина", но пока об этом речь не идЄт. ¬ Ќовой «еландии уже практически набрана сеть поставщиков комплектующих, — по€сн€ет компани€.

» всЄ же американский рынок, видимо, будет дл€ Martin Jetpack главным. Ќе зр€ заказать новинку можно уже сейчас — но только через американское подразделение фирмы — Martin Jetpack USA (цена, как ранее и было объ€влено, — $100 тыс€ч, предоплата 10%, срок исполнени€ заказа — год).

ѕотенциальные покупатели, как увер€ет компани€, оказались чЄтко разбиты на две группы: одни хот€т приобрести Martin Jetpack дл€ отдыха, другие — дл€ работы, такой как поиск и спасение людей, наружна€ инспекци€ зданий и сооружений (вентил€торы в кольцах позвол€ют спокойно подлетать на этой машине к стенам).

ћотор "джетпака" был разработан специально дл€ этого аппарата. Ёто двухтактный V-образный четырЄхцилиндровый движок рабочим объЄмом 2 литра. ќн развивает 200 лошадиных сил, а весит всего 60 килограммов (фото Martin Aircraft Company).
ћотор "джетпака" был разработан специально дл€ этого аппарата. Ёто двухтактный V-образный четырЄхцилиндровый движок рабочим объЄмом 2 литра. ќн развивает 200 лошадиных сил, а весит всего 60 килограммов (фото Martin Aircraft Company).

„то ещЄ стоит узнать про аппарат? ¬ес пустого "джетпака" составл€ет 113 килограммов, максимальный взлЄтный — 243 кг (из них вес пилота — до 127 кг), топливный бак — 19 литров, дальность полЄта — 50,7 км, максимальна€ скорость — 101 км/ч, статический потолок — 2,44 км (в теории, поскольку так высоко машина ещЄ не летала).

«аметим, очень похожий на Martin Jetpack американский Trek Aerospace Springtail в самой последней модификации, именуемой EFV-4B, обладает более солидными параметрами. ¬ес пустого аппарата — 170 кг, максимальный взлЄтный — 378 кг (в том числе пилота — пор€дка 128), топливный бак 46,6 литра, максималка 182 км/ч, предельна€ дальность полЄта 296 км либо два с лишним часа в воздухе, статический потолок почти 3,5 км.

¬от только проект тот Ц подлинный долгострой, даром что по€вилс€ немного раньше, так и не дождалс€ ни славы, ни потока покупателей.

ј ведь первый рабочий прототип этой машины осторожно оторвалс€ от земли ещЄ в декабре 2001 года, а усовершенствованный образец совершил уверенный полЄт без прив€зи ещЄ в 2005-м. —обственно с тех пор при€тных новостей от Trek практически не поступало. –азве что в 2008 году в арсенале фирмы по€вилс€ аэрокатер.

—ерийный Martin Jetpack комплектуетс€ аварийным парашютом от компании Ballistic Recovery Systems, спасающим весь аппарат. ќткрывать его можно даже на небольшой высоте, причЄм выбрасывает парашют специальный зар€д, сходный с таковым в автомобильных подушках безопасности (фото Martin Aircraft Company).
—ерийный Martin Jetpack комплектуетс€ аварийным парашютом от компании Ballistic Recovery Systems, спасающим весь аппарат. ќткрывать его можно даже на небольшой высоте, причЄм выбрасывает парашют специальный зар€д, сходный с таковым в автомобильных подушках безопасности (фото Martin Aircraft Company).

ћожет, дело в том, что более т€жЄлый Springtail находитс€ на полпути к сверхлЄгким вертолЄтам с закрытой кабиной? » в этом плане он не очень удобен. ¬роде уже и не ранец, но ещЄ и не полноценный вертолЄт.

Ќовозеландска€ "газонокосилка" (жужжит больно громко) ближе по весу к классическим летающим ранцам (будем считать таковыми ракетные по€са, в силу их давности). ’от€ на деле и еЄ никак на спине не потаскаешь — громоздка€ вещица, что и говорить. ( стати, интересно сравнить размеры аппаратов Martin Jetpack и EFV-4B: высота 1,52 и 2,5 метра, ширина 1,68 и 3 м, длина 1,52 и 1,6 м соответственно.)

Ќо мы не стали бы придавать такое значение характеристикам. Ќа наш взгл€д, гораздо важнее личности, которые толкают проект от замысла к реализации. ћожет, дело как раз в том, что компани€ Martin Aircraft выросла из увлечени€ одного фанатичного самодельщика, который увлЄк своей мечтой сначала семью, а потом и коллег по новорождЄнному бизнесу?

‘инальный вариант новозеландского ранца может похвастать прекрасной проработкой деталей. јппарат просто красив (фото Martin Aircraft Company).
‘инальный вариант новозеландского ранца может похвастать прекрасной проработкой деталей. јппарат просто красив (фото Martin Aircraft Company).

–ечь, конечно, о главе семейства ћартинов, — мистере √ленне. ≈го жена ¬анесса и сыновь€ ’аррисон (ему 16 лет) и ¬иль€м (11 лет) несколько лет активно помогали ћартину-старшему в работе над машиной и первыми прототипами. " огда √ленн изложил нам идею, семь€ ни минуты не сомневалась, что за неЄ надо братьс€", — рассказала ¬анесса.

—емь€ ћартинов (фото Martin Aircraft Company).

—емь€ ћартинов (фото Martin Aircraft Company).

»нтересно, что первоначально работа велась по ночам в гараже ћартинов на очень скромные личные средства семьи. —екретность была така€, что дети не могли даже в школе рассказывать друзь€м, над чем работает их отец.

ѕервым тест-пилотом "джетпака" стала ¬анесса, а позднее испытани€ вз€л на себ€ ’аррисон. ќни поднимали сырой ещЄ аппарат в воздух без посторонних глаз. ∆ена √ленна, в частности, ухитр€лась совмещать короткие тесты около дома с хлопотами по хоз€йству — ухаживанием за подрастающим поколением ћартинов, например.

ј ’аррисон впервые опробовал изобретение отца в деле, будучи ещЄ 15-летним подростком. ¬ то врем€ в школе были каникулы, и его при€тели хвастались, что подрабатывают в "ћакдоналдсе", а ’аррисон, вот обидно, не мог ответить им, что у него работа куда интереснее — он испытатель фантастического летающего ранца.

Ёто потом к проекту подключилась цела€ команда инженеров, дизайнеров, финансистов и менеджеров, а также — несколько промышленных партнЄров и исследователи из инженерного факультета университета  ентербери (Mechanical Engineering, University of Canterbury). ј тогда...

¬анесса вспоминает, что младший сын — ¬иль€м — так вообще был уверен, что все отцы по ночам изобретают в гаражах какие-нибудь секретные штуковины, и был очень удивлЄн, узнав, что это не так.


 лючевые слова:
–оботы - машины
робот
робототехника


¬ернутьс€ в рубрику:

Ќа базе авто-мототехники
–оботы-машины покорили пустыню
  • –оботы-машины покорили пустыню
    ...

  • ¬озможно ¬ас заинтересует:

    Ћетающий ранец скоро по€витс€ в продаже
    Ћетающий ранец скоро по€витс€ в продаже



    ≈сли вы хотите видеть на нашем сайте больше статей то кликните ѕоделитьс€ в социальных сет€х! —пасибо!
    —мотрите также:

    ќбратите внимание полезна€ информаци€.