Сайт о роботах

Роботы Segway провели манёвры на рыночном поле » Роботы на базе авто-мототехники


В середине апреля в Бостоне на выставке-конференции Robobusiness 2009 знаменитая компания Segway предстала перед зрителями в несколько необычном амплуа – изготовителя роботов. А как же одноосный самокат, виртуозно балансирующий сам по себе? Аппараты Segway породили волну подражаний, но не стали революционным транспортом. Да, прошлым летом компания оптимистично отрапортовала о росте продаж. А тут раз — и кризис. Но и без него, надо признать, покупал народ Segway не особо бодро. Что такое несколько десятков тысяч 'скутеров' за семь лет продаж на фоне роста мирового автопарка?
Навигация
Самые интересные статьи
Простой робот на микроконтроллере
Простой робот на микроконтроллере
Обычно, в статьях, я стараюсь излагать материал в порядке его разработки, но думаю, что это не тот случай. Поэтому, пропустим этапы проектирования принципиальной...

Обратите внимание Будьте в курсе событий.

Роботы Segway провели манёвры на рыночном поле

07.05.2009, 11:19


Роботы Segway провели манёвры на рыночном поле
Пусть вас не обманывает непривычная внешность машинки – это тоже Segway (фото с сайта popularmechanics.com).

Наследники экзотического скутера опустились с "двух ног" на "четвереньки" — обрели множество колёс, дабы уверенно стоять на земле. Ведь устойчивость этим машинам ох как понадобится: два новых робота призваны бороться с пожарами, стихийными бедствиями, демонстрантами, забытыми на вокзалах тортиками и грязными бомбами.

В середине апреля в Бостоне на выставке-конференции Robobusiness 2009 знаменитая компания Segway предстала перед зрителями в несколько необычном амплуа – изготовителя роботов. А как же одноосный самокат, виртуозно балансирующий сам по себе?

Аппараты Segway породили волну подражаний, но не стали революционным транспортом. Да, прошлым летом компания оптимистично отрапортовала о росте продаж. А тут раз — и кризис. Но и без него, надо признать, покупал народ Segway не особо бодро. Что такое несколько десятков тысяч "скутеров" за семь лет продаж на фоне роста мирового автопарка? Причина понятна: на обычной улице, среди машин, находиться небезопасно для владельца Segway, а на тротуаре самокат опасен для пешеходов. Ну и высокая цена, конечно.

Необходимость расширения профиля компания Дина Кеймена (Dean Kamen) чувствовала давно. В частности, в воздухе витала идея приспособления платформы от самоката к нуждам робототехники. Первые такие проекты были осуществлены силами не самой Segway, а институтов да университетов. Позже Segway решила, что робототехнический пирог достаточно вкусен, чтобы заняться этой темой самой.

Удобство Segway едва ли не в большей степени оценили не гражданские, а полисмены, которым иначе приходилось бы ежедневно преодолевать большие дистанции на своих двоих, патрулируя жилые и торговые зоны, вокзалы и аэропорты. Пожарные и медики также приспособили новинку под свои нужды (фотографии с сайтов segwaysouthwest.com, willisms.com и segway.com).

Удобство Segway едва ли не в большей степени оценили не гражданские, а полисмены, которым иначе приходилось бы ежедневно преодолевать большие дистанции на своих двоих, патрулируя жилые и торговые зоны, вокзалы и аэропорты. Пожарные и медики также приспособили новинку под свои нужды (фотографии с сайтов segwaysouthwest.com, willisms.com и segway.com).

В результате в компании образовалось подразделение робототехники с целой производственной гаммой Robotic Mobility Platform. И тут, как выяснилось, фирма не ограничилась тележками от своего знаменитого скутера-акробата. Классические многоколёсные аппараты (наподобие тех, что давно применяются в полиции и армии) в ряде случаев могут быть куда удобнее, рассудили американские инженеры.

На этой стезе, однако, компания всё равно нашла, чем отличиться. Год назад она показала сверхманёвренную самоходную платформу, способную чуть ли не танцевать. Для неё даже движение боком по диагонали с одновременным разворотом вокруг вертикальной оси — дело нехитрое.

Гамма мобильных платформ Segway: RMP 50 Omni и RMP 400 Omni, RMP 50 и RMP 100, RMP 200/200 ATV и RMP 400 (фотографии Segway).

Гамма мобильных платформ Segway: RMP 50 Omni и RMP 400 Omni, RMP 50 и RMP 100, RMP 200/200 ATV и RMP 400 (фотографии Segway).

Дебютировавший тогда 100-килограммовый аппарат RMP обратился ныне в серийный RMP 400 Omni (на который повесили ценник в $42 тысячи). А ещё он обзавёлся младшей сестрой — тележкой размером поменьше — RMP 50 Omni. Она при собственном весе в 68 кг способна нести такой же груз. Ценник у неё более гуманный — $21 тысяча.

Вот на этой "малой" базе Segway совместно с американской компанией SRI International построила робота для обезвреживания бомб. На выставке его, правда, показали без "рук", и был он скорее похож на самоходный стеллаж. Но руки его — это вполне реальные манипуляторы с удивительными возможностями.

Антитеррористический робот от Segway должен извлечь выгоду из способностей "гипермобильной" платформы. Её максимальная скорость составляет 3 км/ч, а запас хода 4-5 км (фото с сайта popularmechanics.com).

Антитеррористический робот от Segway должен извлечь выгоду из способностей "гипермобильной" платформы. Её максимальная скорость составляет 3 км/ч, а запас хода 4-5 км (фото с сайта popularmechanics.com).

Манипуляторы эти — ни много ни мало – хирургический робот M7, который SRI International построила некогда для военных и космических нужд и который небезуспешно испытала даже в невесомости и под водой.

Связь между медициной и обезвреживанием бомб куда более прямая, чем может показаться. Оператору требуется хирургическая точность движений, чтобы разобраться с бомбой. Особенно если это так называемая грязная бомба, при взрыве распыляющая радиоактивный материал. В таком случае цена ошибки чрезвычайно высока.

Обычное взрывное устройство можно попробовать нейтрализовать при помощи водяной пушки, а с "хитрым" зарядом придётся корпеть чуть ли не с лупой в руках (роль которой исполнит видеокамера). Вот SRI и подумала, что прецизионная механика M7 сапёрам должна понравиться, и решила создать модификацию своего робота для полицейских нужд.

Что до шасси RMP 50 Omni, то оператору очень пригодится сверхманевренность аппарата: он может филигранно подвести манипуляторы к нужному участку бомбы. Ведь всенаправленная платформа способна просто сместиться вбок и повернуться, там, где обычный робот-сапёр типа "маленький танк" потребует множества суетливых движений взад-вперёд. Что небезопасно в плане провоцирования взрыва, да и драгоценное время теряется.

M7 может быть оснащён различным набором инструментов. Почему бы ему не сменить скальпель на кусачки? (фото с сайта popularmechanics.com)

M7 может быть оснащён различным набором инструментов. Почему бы ему не сменить скальпель на кусачки? (фото с сайта popularmechanics.com)

Цена на сапёра от Segway/SRI не объявлена. Но партнёры надеются, что несколько единиц у них купят. Хотя бы для охраны особо ценных объектов, типа Пентагона, международных аэропортов и так далее.

А вот второй робот, которого Segway привезла в Бостон, потенциально куда более продаваемый. Несмотря на объявленную цену — $100 тысяч. Это пожарный и спасатель.

Создан он на платформе RMP 400 (её собственный вес составляет 109 кг, грузоподъёмность 181 кг). Крупные шины этого аппарата позволяют ему неплохо ездить по пересечённой местности, а она даже в городе вполне может стать таковой в результате пожара, техногенной катастрофы или землетрясения.

Главное оружие нового бота — водяной ствол, способный обрушивать на очаг возгорания приличный поток воды (38 литров в секунду). Segway считает, что один RMP может в некоторых ситуациях заменить трёх пожарных.

Особенно стойкий робот должен быть востребован при тушении лесных пожаров с земли (в дополнение к воздушным средствам), там, где людям находиться просто небезопасно. А если придётся тушить цистерну с топливом, готовую взорваться в любой миг, — тут уж без робота придётся туго.

RMP 400 с водяной пушкой. Скорость этого аппарата достигает 29 км/ч, а запас хода (тут стоят литиевые аккумуляторы) равен 16-24 км. Но что это за прицеп сзади? Об этом – ниже (фото с сайта popularmechanics.com).

RMP 400 с водяной пушкой. Скорость этого аппарата достигает 29 км/ч, а запас хода (тут стоят литиевые аккумуляторы) равен 16-24 км. Но что это за прицеп сзади? Об этом – ниже (фото с сайта popularmechanics.com).

Занимательно, что Segway готова преобразовать этого бота также в полицейского (и если нужно – даже бронировать его). Мол, достаточно изменить некоторые параметры водяной пушки, и вот готов аппарат для разгона демонстраций. Кровожадно? Обычный бизнес.

Зато когда-нибудь мы можем увидеть RMP 400 в более мирной ипостаси — санитара и спасателя. Управляя этой платформой дистанционно, оператор может транспортировать человека. Вот для чего прицеп.

Мысль не новая. Пострадавшего при пожаре или землетрясении было бы неплохо вывозить в безопасное место без риска для людей-спасателей. Значит — нужны роботы. А сколь необычные аппараты уже научились таскать пострадавших, мы уже видели пару или тройку раз. Segway, как видно, также не обошла стороной эту тему, добавив "пожарному" свой прицепчик.

Компания говорит, что при серийном выпуске цена на робота-пожарного может быть снижена до $50 тысяч. Неплохо, учитывая, что тележка RMP 400 сама по себе оценена компанией в $32 тысячи. Продажи должны начаться в ближайшие шесть месяцев.

Зачем на ноги несчастного положили "блины" от штанги? Хотели показать высокую тягу робота? Хорошо хоть в роли пострадавшего выступал манекен (кадры с сайта popularmechanics.com).

Зачем на ноги несчастного положили "блины" от штанги? Хотели показать высокую тягу робота? Хорошо хоть в роли пострадавшего выступал манекен (кадры с сайта popularmechanics.com).

Солидные разработки. Может быть, они позволят компании не просто выжить, но и расширить бизнес. Но как же оригинальный самокат, неужели мы наблюдаем его кончину?

Как знать. Недавно Segway предприняла ещё одну попытку спасти свою мечту. Коли "скутеры с палочкой" покупатели больше воспринимают как развлекательный снаряд или транспорт, пригодный только для парков, надо снабдить его креслами (причём двумя), крышей и дверями, в общем — превратить в этакий аналог автомобиля.


Летающий ранец сплотил семью мечтой о небе

Летающий ранец сплотил семью мечтой о небе
  • Новозеландская компания Martin Aircraft полным ходом движется к старту мелкосерийного производства удивительного аппарата — летающего ранца Martin ...
  • НАЗАД
    General Motors и Segway строят двухколёсный автомобиль

    General Motors и Segway строят двухколёсный автомобиль
  • Название проекта сложилось из 'персональной городской мобильности' и 'доступности' – P.U.M.A. (Personal Urban Mobility & Accessibility). Компании ...
  • ВПЕРЁД