яхты-роботы поднимают паруса на штурм јтлантики

13.05.2008, 14:33



яхты-роботы поднимают паруса на штурм јтлантики
“ыс€чи миль, которые нужно пройти под парусом, кажутс€ не таким уж крупным достижением. Ќо всЄ мен€етс€, если учесть, что на борту €хты не будет людей и дистанционно управл€ть судном никто не будет. Ќа фото Ч €хта-робот из университета ”эльса (фото с сайта roboticsailing.org).

ѕерва€ в истории попытка роботов самосто€тельно пересечь океан под парусом вполне может закончитьс€ потерей всех участников. ¬едь даже мореходы из плоти и крови не всегда добираютс€ до цели. ј тут с волнами и шквальным ветром придЄтс€ боротьс€ небольшим лодочкам, ведомым горсткой микросхем. “ем ценнее окажетс€ победа электроники над стихией.

¬осемь небольших €хт примут старт в уникальной гонке Microtransat Challenge, котора€ состоитс€ нынешней осенью.

ѕо устройству эти €хты схожи. ќни в небольшом масштабе повтор€ют строение "насто€щих" парусных судов, только такелажем тут управл€ют специальные приводы, команды которым отдаЄт бортовой компьютер. ѕоследний посто€нно свер€ет позицию €хты (благодар€ спутниковой навигации) с картой маршрута, следит за погодой "над головой", волнами и ветром и регул€рно отправл€ет на берег "отчЄт" о положении дел. ѕитают всЄ хоз€йство аккумул€торы, зар€жаемые солнечными батаре€ми.

јвстрийский Roboat победил в первом Microtransat, состо€вшемс€ в 2006-м (фото с сайта theregister.co.uk).

јвстрийский Roboat победил в первом Microtransat, состо€вшемс€ в 2006-м (фото с сайта theregister.co.uk).

Ќе так уж сложно? Ќа словах. Ќо только представьте, с какими трудност€ми столкнутс€ роботы в открытом океане, где никто не сможет (согласно правилам) "подсказывать" им верные решени€. ј ведь включить дистанционное управление €хтой человеком их создатели смогут лишь в экстренных ситуаци€х — только чтобы спасти сам аппарат. Ќо в таком случае уже ни о какой победе и речи не пойдЄт.

¬ общем, создание автономных парусных ботов Ц дело непростое. “ем удивительнее, что такие машины проектируют, а то и уже построили, и более того — испытали — сразу несколько групп экспериментаторов.

Ќа данный момент дл€ участи€ в соревновании зарегистрировалось восемь команд из ¬еликобритании, ‘ранции, јвстрии,  анады, ѕортугалии и —Ўј.

ѕравда, их проекты наход€тс€ на разной стадии реализации. ” одних есть только картинки и объ€вление "»щем спонсоров", у других имеютс€ действующие прототипы €хт или предыдущие модели, у третьих полным ходом идЄт постройка "призового аппарата".

—лева верху: 280-килограммова€ €хта-робот Beagle B, построенна€ в јбериствите, €вл€етс€ предшественницей Pinta. ѕоследн€€ должна оказатьс€ из€щнее (всего 150 килограммов), но быстрее. ѕо расчЄтам британцев она сможет развивать скорость в 7,4 километра в час. ќсобенности конструкции Ч углеволоконный парус-крыло. —права вверху: одна из моделей от INNOC, хорошо видны солнечные батареи. ¬низу: претенденты из ѕортугалии и  анады (фото с сайтов microtransat.org, roboticsailing.org и engsoc.queensu.ca).


—лева верху: 280-килограммова€ €хта-робот Beagle B, построенна€ в јбериствите, €вл€етс€ предшественницей Pinta. ѕоследн€€ должна оказатьс€ из€щнее (всего 150 килограммов), но быстрее. ѕо расчЄтам британцев она сможет развивать скорость в 7,4 километра в час. ќсобенности конструкции Ч углеволоконный парус-крыло. —права вверху: одна из моделей от INNOC, хорошо видны солнечные батареи. ¬низу: претенденты из ѕортугалии и  анады (фото с сайтов microtransat.org, roboticsailing.org и engsoc.queensu.ca).

“ак или иначе, за победу в трансатлантической гонке намерены поборотьс€:

  • робот Pinta факультета информатики университета ”эльса в јбериствите (Aberystwyth University);
  • французска€ высша€ школа авиационных инженеров (ENSICA) и еЄ машина IBoat;
  • австрийское общество передовых компьютерных исследований (Österreichische Gesellschaft für innovative Computerwissenschaften или INNOC) и его аппарат Roboat;
  • команда автономного парусного робота (Mostly Autonomous Sailboat Team — MAST)  оролевского университета в ќнтарио (Queen's University);
  • лодка FEUP Autonomous Sailboat (FASt) инженерного факультета университета ѕорто (Faculdade de Engenharia da Universidade do Porto — FEUP);
  • частна€ команда из ћэриленда Team Robotboat и еЄ аппарат Mark III Robotboat;
  • частна€ американска€ команда Team Savage;
  • частна€ команда Portencross Boys из √лазго.

 артина, достойна€ пера јйвазовского: кораблик команды MAST сражаетс€ с порывами ветра на фоне свинцовых туч (фото с сайта roboticsailing.org).


 артина, достойна€ пера јйвазовского: кораблик команды MAST сражаетс€ с порывами ветра на фоне свинцовых туч (фото с сайта roboticsailing.org).

—ост€зание роботов-€хт придумано ћарком Ќилом (Mark James Neal) из университета ”эльса и »вом Ѕриером (Yves Brière) из ENSICA. ѕервые такие (довольно скромные) соревновани€ прошли на одном из французских озЄр, а также в морском заливе близ берега Ѕритании в 2006 и 2007 годах. ќднако трансатлантический переход — куда более серьЄзное испытание дл€ роботов, нежели несколько километров тех первых гонок.

"Ёто первый случай, когда кто-либо попытаетс€ преодолеть океан с любой автоматизированной лодкой, — сообщает Ќил. — Ѕольша€ проблема — долговечность и гибкость работы роботов в сложных услови€х. ќни должны выжить в течение двух-трЄх мес€цев без вс€кой поддержки. ≈сли нам удастс€ добратьс€ до финиша, € буду очень рад. Ёто достижение откроет океаны дл€ мониторинга окружающей среды при помощи роботов".

ѕроект из ћэриленда (иллюстраци€ с сайта robotboat.blogspot.com).
ѕроект из ћэриленда (иллюстраци€ с сайта robotboat.blogspot.com).

"ƒатчики таких машин, — продолжает профессор, — будут измер€ть содержание углекислого газа в воде, концентрацию хлорофилла и загр€зн€ющих веществ, атмосферное давление и температуры воды и воздуха. —обранные данные пригод€тс€ учЄным, а также помогут специалистам отслеживать рост планктона или разливы нефти. –оботы соберут эту информацию дешевле и оперативнее, чем с нынешними технологи€ми".

Ќадо заметить, что плавающие роботы уже ходили поперЄк јтлантики. ћожно вспомнить хот€ бы выдающийс€ подводный робот-исследователь Spray. ќднако дл€ обеспечени€ своего движени€ он использовал совсем другой принцип.

— другой стороны, мы уже видели успех системы, в которой парусом (да ещЄ и летающим) управл€л компьютер. “ак что современна€ техника обладает хорошей "базой", чтобы породить работоспособные трансатлантические €хты-боты.

ѕока команда Team Savage завлекает потенциальных спонсоров этим рисункомЕ (иллюстраци€ с сайта tech.groups.yahoo.com).
ѕока команда Team Savage завлекает потенциальных спонсоров этим рисункомЕ (иллюстраци€ с сайта tech.groups.yahoo.com).

¬ернЄмс€, впрочем, к сост€занию.

¬ правилах Microtransat Challenge перечислены такие разумные вещи:

  • €хты не должны иметь никакого привода, кроме паруса;
  • аппарат должен быть полностью энергетически автономным, он должен нести на борту всЄ необходимое ему электрооборудование, а в длину парусник не должен превышать четырЄх метров;
  • участники не могут мешать другим претендентам, в том числе Ц вести машины на столкновение, ставить преп€тстви€ или мешать работе электронных систем конкурентов;
  • каждый участник об€зуетс€ предоставл€ть информацию о положении лодки судь€м не реже раза в сутки;
  • участники не могут управл€ть своими €хтами дистанционно, но могут переправл€ть на них координаты определЄнных точек дистанции, информацию о погоде на маршруте или даже обновл€ть ѕќ лодки, а также Ц получать с борта телеметрию о состо€нии €хты (еЄ батарей и так далее).

Еих соперники из Portencross Boys выполнили (вчерне) проект своей €хты-робота Shoogle Nifty II, чему свидетельство Ч этот чертЄж (иллюстраци€ с сайта vagabond.me.uk).
Еих соперники из Portencross Boys выполнили (вчерне) проект своей €хты-робота Shoogle Nifty II, чему свидетельство Ч этот чертЄж (иллюстраци€ с сайта vagabond.me.uk).

—тарт этой гонки намечен на промежуток между 29 сент€бр€ и 5 окт€бр€ 2008 года. ћесто старта — ¬иана до  астело (Viana do Castelo), ѕортугали€. ‘инишна€ лини€ (по определению устроителей гонки) — это отрезок меридиана 60 градусов западной долготы, ограниченный двум€ параллел€ми — 10 и 25 градусов северной широты. Ќа р€де ресурсов уточнено, что "ленточка" нат€нута примерно между северной оконечностью —в€той Ћюсии и южной оконечностью ћартиники, хот€ это куда более короткий отрезок.

¬ случае если ни одна €хта так и не дойдЄт до заветной финишной линии, победителем сост€зани€ объ€в€т аппарат, который на момент своего схода или прекращени€ всей гонки в целом достигнет самой западной точки среди всех претендентов.

Ќесколько моментов гонки 2007-го, котора€ прошла в »рландском море у берега јбериствита (фотографии с сайта microtransat.org).
Ќесколько моментов гонки 2007-го, котора€ прошла в »рландском море у берега јбериствита (фотографии с сайта microtransat.org).

"—читать цыпл€т" мы будем осенью. Ќо ещЄ раньше, с 20 по 25 ма€ 2008-го, в јвстрии на озере Ќойзидль (Neusiedl) пройдЄт международный чемпионат €хт-роботов (World Robotic Sailing Championship 2008), организованный INNOC. ƒл€ команд, намеренных бросить своих роботов в волны јтлантики в осеннем супермарафоне, майское сост€зание послужит отличным тестом машин и оценкой расстановки сил.

¬о вс€ком случае уже известно, что команды INNOC, Aberystwyth, FEUP и MAST вовсю собираютс€ на чемпионат.

 лючевые слова:
–оботы - машины
робот
робототехника


¬ернутьс€ в рубрику:

Ќа базе авто-мототехники


≈сли вы хотите видеть на нашем сайте больше статей то кликните ѕоделитьс€ в социальных сет€х! —пасибо!
—мотрите также:

ќбратите внимание полезна€ информаци€.