»таль€нские роботы-автомобили пересекут ≈вразию без водителей

26.07.2010, 09:45



»таль€нские роботы-автомобили пересекут ≈вразию без водителей
ќфициальна€ презентаци€ экспедиции состо€лась 20 июл€ в ћилане (фото VisLab).
»таль€нские роботы-автомобили пересекут ≈вразию без водителей

”строител€м этого рейса пришлось испрашивать разрешение у стран, через которые он пройдЄт. ¬едь беспилотные автомобили должны впервые в мире преодолеть континент без вмешательства человека, двига€сь в трафике по самым обычным дорогам и улицам в городах. ј учитыва€ трассу, можно сказать, что это предпри€тие станет насто€щим приключением италь€нцев в –оссии.

—егодн€, 26 июл€, вереница автомобилей, среди которых четыре машины-робота, покидает родную ѕарму, чтобы пройти беспрецедентный дл€ автономных транспортных средств путь Ц 13 тыс€ч километров до Ўанха€. √рандиозный пробег и необычные машины — детище VisLab — дочерней компании и также лаборатории машинного зрени€ и интеллектуальных систем университета ѕармы (Universitá degli Studi di Parma).

ќтча€нные путешественники готовы пройти несколько стран, но львина€ дол€ маршрута проложена по –оссии. ¬ частности, 17-19 августа экспедици€ посетит ћоскву, причЄм роботы испытают свой интеллект в столичном трафике. 22 августа италь€нцы проедут через Ќижний Ќовгород, 1 сент€бр€ за окнами фургончиков должна показатьс€  азань, 10 сент€бр€ — ≈катеринбург, а 21-го гостей должен встретить Ќовосибирск. ѕрибытие же каравана в Ўанхай намечено на 28 окт€бр€.

ѕроект приурочен к всемирной выставке в Ўанхае (Expo 2010 Shanghai)


ѕроект VisLab Intercontinental Autonomous Challenge приурочен к всемирной выставке в Ўанхае (Expo 2010 Shanghai), проход€щей под девизом "Better City, Better Life" ("Ћучший город, лучша€ жизнь"). ¬ еЄ европейском павильоне проект провЄл дополнительную презентацию.

јвторы автономных машин мечтают, что однажды такие роботы станут распространЄнными и в городах, и на загородных трассах. Ќо при этом италь€нские умельцы считают, что до такого светлого будущего пройдЄт ещЄ лет 20 экспериментов, подобных нынешнему (иллюстрации VisLab).

Ётот "“рансконтинентальный вызов автономных машин" (VisLab Intercontinental Autonomous Challenge), также называемый "ѕриключением на великом шЄлковом пути" (VisLab's adventure on the Silk road), призван стать жЄстким тестом дл€ системы автономного вождени€, развиваемой в VisLab уже много лет.

¬ частности, университетские специалисты принимали самое непосредственное участие в постройке американских грузовиков-роботов Oshkosh TerraMax, которые боролись за победу в трЄх сост€зани€х беспилотных машин DARPA Grand Challenges (2004, 2005 и 2007 годов), и помогали той же самой команде колдовать над дес€тиколЄсным военным грузовиком PLS, успешно испытанном в 2006-м.

Oshkosh PLS (вверху) и Oshkosh TerraMax T2 Ц американские грузовики-роботы, зрение и интеллект которых создавались силами учЄных из университета ѕармы. ¬сего же италь€нцы в виде экспериментов уже перевели на автономное управление пор€дка двух дес€тков машин (фото с сайта vislab.it).


Oshkosh PLS (вверху) и Oshkosh TerraMax T2 Ц американские грузовики-роботы, зрение и интеллект которых создавались силами учЄных из университета ѕармы. ¬сего же италь€нцы в виде экспериментов уже перевели на автономное управление пор€дка двух дес€тков машин (фото с сайта vislab.it).

Ќовые италь€нские роботы построены на базе микроавтобусов. »нтересно, что от обычных машин они отличаютс€ не только автономным управлением, но и чистой электрот€гой.

 стати, на крыше транспортных средств нашлось место солнечным батаре€м, так что энергию дл€ питани€ критически важного оборудовани€ фургончики будут брать от солнца, а остальное постав€т электрические розетки по ходу во€жа. ≈сли розеток не окажетс€ Ц к услугам экспедиции дизель-генераторы на машинах сопровождени€.

 аждый автомобиль-робот из »талии оснащЄн четырьм€ лазерными сканерами спереди, двум€ парами стереокамер, смотр€щими вперЄд и назад, плюс ещЄ трем€ камерами, охватывающими 180-градусный сектор обзора в передней "полусфере", системой спутниковой навигации и, конечно, набором компьютеров и программ, позвол€ющих машине принимать решени€ в тех или иных ситуаци€х.

»сходные микроавтобусы (модель Porter Electric) предоставила университету компани€ Piaggio Veicoli Commerciali. ‘ургончик проезжает на одной зар€дке 100 километров и способен разогнатьс€ до 60 км/ч.<br></br>»нтересно, что система робототехнического управлени€, вращающа€ руль и жмуща€ на педали газа и тормоза, как и компьютерные "мозги" машины, оснащена собственной, полностью отделЄнной от электромобил€ системой питани€. Ёто сделано дл€ пущей надЄжности и безопасности (фотографии VisLab).
»сходные микроавтобусы (модель Porter Electric) предоставила университету компани€ Piaggio Veicoli Commerciali. ‘ургончик проезжает на одной зар€дке 100 километров и способен разогнатьс€ до 60 км/ч.

»нтересно, что система робототехнического управлени€, вращающа€ руль и жмуща€ на педали газа и тормоза, как и компьютерные "мозги" машины, оснащена собственной, полностью отделЄнной от электромобил€ системой питани€. Ёто сделано дл€ пущей надЄжности и безопасности (фотографии VisLab).

’от€ технически все четыре робота совершенно идентичны, они должны двигатьс€ парами, в каждой из которых две машины будут играть разную роль. ѕервый автомобиль должен двигатьс€ самосто€тельно большую часть пути.

«адача: проверка систем зондировани€ обстановки, выбора траектории движени€ и сбор статистических данных обо всЄм путешествии. ¬мешательство человека тут задумано ограниченным — команда будет задавать роботу общий маршрут и сможет вз€ть на себ€ управление в критических ситуаци€х.

¬тора€ машина в паре — ведома€. ќна будет автоматически следовать маршруту, прокладываемому первым роботом. «а исключением нештатных ситуаций вмешательство человека тут не понадобитс€ вовсе.

“ак или иначе, но и в роботе-лидере, и в роботе-ведомом всегда будут находитьс€ люди. ќни не должны ни к чему прикасатьс€, пока поездка идЄт по плану, но всегда смогут отключить компьютер-пилот и вз€ть управление на себ€, в случае если произойдЄт какой-то сбой (фотографии AP, VisLab).
“ак или иначе, но и в роботе-лидере, и в роботе-ведомом всегда будут находитьс€ люди. ќни не должны ни к чему прикасатьс€, пока поездка идЄт по плану, но всегда смогут отключить компьютер-пилот и вз€ть управление на себ€, в случае если произойдЄт какой-то сбой (фотографии AP, VisLab).

¬заимодействие лидера и ведомого должно строитьс€ по двум сценари€м с автоматическим переходом между ними. ¬ случае если ведущий робот находитс€ в пределах видимости, ведомый просто смотрит на него своими глазами-камерами и следует за ним. ќднако собственные его сенсоры всЄ равно остаютс€ настороже, дабы машина могла уточн€ть своЄ положение на дороге, избегала столкновений с преп€тстви€ми любого плана, а также определ€ла свою скорость.

≈сли же лидер пропадает из пол€ зрени€, втора€ машина переключаетс€ на движение по грубым GPS-координатам трассы, передаваемым роботом-лидером в эфир. Ќо аналогично собственные системы распознавани€ обстановки продолжат работу дл€ уточнени€ траектории "по ситуации".

 омпанию автономным микроавтобусам составили четыре автокемпера и три среднетоннажных грузовика, необходимых дл€ организации быта команды в пути, а также дл€ ремонта автомобилей-роботов, если таковой потребуетс€.  роме того, команду будут сопровождать машины телевизионщиков (фотографии VisLab).
 омпанию автономным микроавтобусам составили четыре автокемпера и три среднетоннажных грузовика, необходимых дл€ организации быта команды в пути, а также дл€ ремонта автомобилей-роботов, если таковой потребуетс€.  роме того, команду будут сопровождать машины телевизионщиков (фотографии VisLab).

Ќужно отметить, что в каждый момент времени в автономном режиме будет двигатьс€ только одна "слЄтанна€ пара" микроавтобусов-роботов, а втора€ исполнит роль запасной и сможет "отдыхать" в режиме самых обычных машин. Ќо пары будут регул€рно мен€тьс€, так что в целом грандиозное испытание пройдут четыре автомобил€.

»таль€нцы отмечают, что экспедиции придЄтс€ столкнутьс€ с множеством проблем: разные дороги и разные погодные услови€, разна€ инфраструктура и даже нарушени€ правил со стороны других участников дорожного движени€... ’орошо, что оранжевые микроавтобусы с камерами и лазерами заметны издали. ¬ рекламном ролике ниже фигурирует другой беспилотный автомобиль от VisLab — куда более неприметный снаружи BRAiVE (BRAin drIVE).

Ќа значительную часть намеченного маршрута нет электронных карт, и уточн€ть путь придЄтс€ на месте. ј ещЄ лидер проекта и глава VisLab јльберто Ѕроджи (Alberto Broggi) ожидает, что роботам могут просто попастьс€ "безумные пешеходы", переход€щие улицы и дороги в неположенном месте и буквально кидающиес€ под колЄса.

Ќо в этом и состоит вс€ прелесть замысла: создатели оранжевых фургончиков намерены показать, что машины-роботы уже способны действовать в реальных услови€х, а не только на огороженных полигонах.

¬ ходе экспедиции роботы перевезут из ѕармы в Ўанхай символическое количество груза. “ем самым инженеры и учЄные намерены доказать, что в принципе товары вполне можно переправл€ть на столь большие рассто€ни€ на борту беспилотных транспортных средств.


 лючевые слова:
–оботы - машины
робот
робототехника


¬ернутьс€ в рубрику:

Ќа базе авто-мототехники


≈сли вы хотите видеть на нашем сайте больше статей то кликните ѕоделитьс€ в социальных сет€х! —пасибо!
—мотрите также:

ќбратите внимание полезна€ информаци€.