Ћетающий Humvee претендует на пост универсального беспилотника

23.06.2008, 15:00



Ћетающий Humvee претендует на пост универсального беспилотника
Ќовый разведчик-робот должен обладать очень низкой заметностью как в визуальном плане, так и в смысле производимого шума. Ќо главное его преимущество перед конкурентами Ч сочетание вертикального взлЄта с высокой крейсерской скоростью (иллюстраци€ Frontline Aerospace).

Ётот аппарат Ц насто€щий воздушный трансформер. —тартует он как вертолЄт, а далее передвигаетс€ как самолЄт. ѕри этом крыль€ мен€ют свою форму в зависимости от режима полЄта. ј ещЄ эта машина в минуты может быть снар€жена дл€ выполнени€ самых непохожих друг на друга боевых задач. » всЄ — без людей на борту.

Ќа дн€х американска€ компани€ Frontline Aerospace анонсировала свою разработку — беспилотный летательный аппарат V-STAR.

"V-STAR — это Humvee в воздухе, — за€вил основатель и глава Frontline Aerospace –айан ¬уд (Ryan S. Wood), — он предоставл€ет революционное решение дл€ логистики на линии фронта и боевых миссий".

–азмах крыльев аппарата составл€ет 5,03 метра, ширина корпуса Ч 2,28, длина Ч 6,55 метра. ѕри транспортировке машины по земле еЄ крыль€ можно легко демонтировать (иллюстраци€ Frontline Aerospace).


–азмах крыльев аппарата составл€ет 5,03 метра, ширина корпуса Ч 2,28, длина Ч 6,55 метра. ѕри транспортировке машины по земле еЄ крыль€ можно легко демонтировать (иллюстраци€ Frontline Aerospace).

—равнение со знаменитым американским вездеходом подразумевает вовсе не высокую проходимость летающей машины (что очевидно), а еЄ универсальность. Humvee в армии Ц насто€ща€ рабоча€ лошадка. ≈го примен€ют не только дл€ транспортировки людей или грузов, но и в качестве платформы дл€ лЄгкого оружи€ или систем разведки, как св€зную машину, в общем Ц в дес€тках различных ситуаций.

“очно так же и V-STAR должен нести в своЄм брюхе разнообразную начинку или грузы. Ёто может быть и современна€ электроника, и высокоточное оружие, и простые канистры с питьевой водой.

–абота над аппаратами такого рода Ц подлинными универсалами — ведЄтс€ в нескольких компани€х, и р€д интересных машин уже поднималс€ в воздух. ќднако Frontline Aerospace полагает, что сможет построить беспилотник с самым "интересным" дл€ военных сочетанием характеристик.

ѕотолок V-STAR равен 9,45, а рабоча€ высота полЄта — 4,6 километра. ¬ сочетании с отменными дальностью полЄта и скоростью эти параметры превращают данный аппарат в прекрасного "снабженца" (иллюстраци€ Frontline Aerospace).


ѕотолок V-STAR равен 9,45, а рабоча€ высота полЄта — 4,6 километра. ¬ сочетании с отменными дальностью полЄта и скоростью эти параметры превращают данный аппарат в прекрасного "снабженца" (иллюстраци€ Frontline Aerospace).

V-STAR должен стать самым быстрым беспилотным аппаратом с вертикальным взлЄтом. —обственно им€ машины так и расшифровываетс€: V — от VTOL, то есть "вертикальный взлЄт и посадка", а STAR — это сокращение от Swift Tactical Aerial Resource — "—тремительный тактический воздушный ресурс". » "ресурс" этот может доставл€ть солдатам боеприпасы, еду и воду, запчасти дл€ других машин, равно как сам служить оружием или разведывательной системой.

ѕо расчЄтам инженеров, максимальна€ скорость V-STAR достигнет 533 километра в час, что даже выше, чем у самого быстрого вертолЄта в мире — Sikorsky X2.

¬ основе V-STAR лежит принцип, уже не раз виденный нами в других аппаратах аналогичного назначени€: в корпусе машины скрыт подъЄмный вентил€тор (точнее два Ц противоположного вращени€), в хвосте Ц толкающий винт, также в кольце. Ќо есть и отличи€.

“акой ромб, по замыслу авторов проекта, обеспечит машине хорошие лЄтные данные. Ќа продольном разрезе белым цветом показаны двигатели и трансмисси€, тЄмно-серым Ч кольцевой канал подъЄмного вентил€тора (иллюстраци€ Frontline Aerospace).
“акой ромб, по замыслу авторов проекта, обеспечит машине хорошие лЄтные данные. Ќа продольном разрезе белым цветом показаны двигатели и трансмисси€, тЄмно-серым Ч кольцевой канал подъЄмного вентил€тора (иллюстраци€ Frontline Aerospace).

»зюминка нового проекта Ц это крыль€. ќсновные Ц ромбовидна€ "этажерка". ј по еЄ кра€м аппарат может раскладывать одну или две пары небольших пр€мых крылышек. ѕри помощи такой трансформации можно добавл€ть машине грузоподъЄмности во врем€ дальних транспортных рейсов на малой скорости либо снижать сопротивление воздуха при разгоне.

ѕолезна€ нагрузка робота составл€ет 181 килограмм, а максимальный взлЄтный вес — 1,07 тонны. »нтересно, что груз в машине размещаетс€ в центре т€жести аппарата (внутри широкой шахты, в которой вращаетс€ подъЄмный винт), так что при любой начинке V-STAR чувствует себ€ одинаково устойчиво.

ƒиаметр отсека дл€ груза составл€ет 0,81 метра, а высота Ц 0,6 (иллюстраци€ Frontline Aerospace).

ƒиаметр отсека дл€ груза составл€ет 0,81 метра, а высота Ц 0,6 (иллюстраци€ Frontline Aerospace).

ƒальность полЄта этой "мухи" должна составл€ть 1215 километров с почти полной нагрузкой, однако если в "багажник" робота положить лишь 14 килограммов (скажем, видеокамеру и систему св€зи), V-STAR сможет (в теории) пролететь 5560 километров.

ќдно из напрашивающихс€ применений такой машины — разведка, слежение, целеуказание и поиск (которые складываютс€ в аббревиатуру ISTAR: Intelligence Surveillance Target Acquisition Reconnaissance). “ак вот — разработчики универсального беспилотника пишут, что с ISTAR-начинкой весом до 50 килограммов он сможет продержатьс€ в небе свыше 19 часов подр€д.

 онечно, это ничто по сравнению с разведывательными самолЄтами-роботами, рассчитанными на п€тилетний непрерывный рейс, но у последних Ц несравненно меньше максимальна€ скорость. V-STAR же должен уметь быстро переходить от "ленивого" барражировани€ к молниеносному броску в сторону цели.

»деальное транспортное средство, не важно, везЄт оно мешки с картошкой, камеры наблюдени€ или боеприпасы, должно доставл€ть груз как можно дальше с наибольшей скоростью, при этом само не должно ничего весить. »деала не бывает, но к нему стрем€тс€.

Frontline Aerospace вз€ла технические характеристики нескольких современных летательных аппаратов, в том числе — беспилотных (плюс — одного автомобил€, дл€ сравнени€), и посчитала их транспортную эффективность, перемножив максимальную скорость, дальность полЄта (хода) и полезную нагрузку, и поделив их на полный взлЄтный вес (полную массу дл€ авто).

–азмерность единиц слева Ч тыс€чи квадратных морских миль в час. ѕо мнению создателей V-STAR, эта величина позвол€ет сравнивать совершенство различных аппаратов как транспорта (иллюстраци€ Frontline Aerospace).
–азмерность единиц слева Ч тыс€чи квадратных морских миль в час. ѕо мнению создателей V-STAR, эта величина позвол€ет сравнивать совершенство различных аппаратов как транспорта (иллюстраци€ Frontline Aerospace).

ѕолучилось, что V-STAR в этом отношении — самый "талантливый". ѕравда, не забываем — машина пока существует только на бумаге.

«ато не на бумаге существует еЄ двигатель. —оздатели V-STAR выбрали в качестве его "сердца" турбовальный Rolls Royce Model 250, который, в зависимости от исполнени€, может развивать мощность до 750 лошадиных сил при собственном весе пор€дка 120 килограммов.

Ёто проверенна€ временем конструкци€. "250-й" ставили и став€т на 170 моделей лЄгких вертолЄтов и самолЄтов, а также — беспилотных летательных аппаратов. ¬ том числе — на новый военный вертолЄт-робот Fire Scout, €вл€ющийс€ дл€ V-STAR пр€мым конкурентом.

¬ насто€щее врем€ в мире эксплуатируетс€ 15 тыс€ч таких движков. “ак что Frontline Aerospace справедливо рассчитывает на высокую надЄжность своего детища (она в значительной мере зависит от безотказности движка), а также Ц на сравнительно низкие эксплуатационные расходы.

Ќа перевод V-STAR в транспортное положение требуетс€ 20 минут, а на обратную трансформацию в боевое Ц полчаса (иллюстрации Frontline Aerospace).
Ќа перевод V-STAR в транспортное положение требуетс€ 20 минут, а на обратную трансформацию в боевое Ц полчаса (иллюстрации Frontline Aerospace).

¬ V-STAR должно сто€ть два таких агрегата: один в носу, один в хвосте. ћежду собой они соедин€ютс€ трансмиссией, так что при отказе любого движка машина спокойно продолжит полЄт.

“акже надо отметить, что в штатном режиме оба двигател€ работают одновременно лишь на взлЄте, когда нужно оторвать т€жЄлый, заправленный "под пробку" аппарат от земли. ѕри горизонтальном же полЄте, уже в самолЄтном режиме, хвостовой винт приводит лишь один газотурбинный двигатель (√“ƒ), второй Ц отдыхает, эконом€ топливо.

 стати, об экономии. ¬ арсенале Frontline Aerospace есть ещЄ одно ноу-хау, которое она намерена внедрить на V-STAR.

MicroFire Ч сама€ загадочна€ часть разработки. ћы даже не уверены, что опубликованный компанией рисунок теплообменника отражает облик конечного узла, который, предположительно вмонтируют в √“ƒ (иллюстраци€ Frontline Aerospace).

MicroFire Ч сама€ загадочна€ часть разработки. ћы даже не уверены, что опубликованный компанией рисунок теплообменника отражает облик конечного узла, который, предположительно вмонтируют в √“ƒ (иллюстраци€ Frontline Aerospace).

Ќазываетс€ эта штуковина MicroFire, а представл€ет собой теплообменник-рекуператор, использующий часть тепла выхлопных газов √“ƒ дл€ подогрева вход€щего в камеру сгорани€ воздуха.

“акой узел способен заметно улучшить экономичность турбовального движка, снизив удельный расход топлива (в зависимости от режима) на 40%.

—ама по себе эта иде€ далеко не нова и даже примен€етс€ в целом р€де √“ƒ. ќднако хитрость в том Ц как именно устроить такой теплообменник и, что ещЄ важнее, из каких материалов его выполнить. ƒело в том, что эффективность движка сильно зависит от температуры газов перед турбиной, но на повышение температуры ограничение накладывают именно материалы.

MicroFire Ц это "секретна€" конструкци€ в которой применена, предположительно, керамика. “очных данных, впрочем, нет. » неслучайно.  омпани€ сейчас патентует этот теплообменник и рассчитывает на заинтересованность в нЄм других фирм, выпускающих летательные аппараты и √“ƒ.

"ќткровенно говор€, в данный момент мы держим MicroFire под покрывалом", — говорит ¬уд.

ƒействительно ли MicroFire так хорош, или нет, Ц даже без него V-STAR должен стать одним из самых интересных беспилотников. » если параметры реального летающего робота хот€ бы примерно будут походить на те числа, что озвучены разработчиками, военные с радостью отдадут по $4 миллиона за каждый серийный экземпл€р V-STAR. “олько произойдЄт это попозже — в 2010 году.

 лючевые слова:
–оботы - машины
робот
робототехника


¬ернутьс€ в рубрику:

Ќа базе авто-мототехники


≈сли вы хотите видеть на нашем сайте больше статей то кликните ѕоделитьс€ в социальных сет€х! —пасибо!

ќбратите внимание полезна€ информаци€.