–обот проверил на человеке силу своих предсказаний

10.06.2009, 15:30



–обот проверил на человеке силу своих предсказаний
ѕодавать человеку предметы машины научились дес€тилети€ назад. Ќо подавать их воврем€, не по команде оператора или заранее выбранной программы, а подстраива€сь под удачный момент Ц даже сейчас это непроста€ задача дл€ машинного интеллекта (кадр JAST).

√уманоидные (и не очень) роботы ныне умеют многое: ход€т и бегают, аккуратно берут в руки разные предметы, распознают лица и голоса. ќднако, чтобы стать насто€щими компаньонами людей в быту, им не хватает чего-то вроде интуиции. ј проще Ц способности предсказывать действи€ человека. »менно такое умение получил робот, построенный европейскими инженерами.

–обототехника сделала колоссальный скачок вперЄд за несколько последних лет. ¬сех €рких новинок Ц и не перечесть. “олько в домах людей по-прежнему не видно "железных слуг".

ѕричина не только в заоблачной стоимости по-насто€щему человекоподобных машин. ѕросто "умным" роботам, как и раньше, недостаЄт некой живости. ћеханистичность исполнени€ ими "зашитых" программ чувствуетс€, какой бы хорошей ни была имитаци€ живого, созданна€ учЄными и конструкторами.

ћожно долго рассуждать о том, в какой момент у сложной машины может по€витьс€ така€ таинственна€ вещь, как самосознание, но даже до того момента мы можем многое сделать на пути превращени€ андроидов в более удобные устройства.

»митаци€ схем, открытых в человеческой психике, наблюдение и обучение через подражание Ц таковы пути очеловечивани€ роботов, избранные авторами эмоциональной Nexi (из —Ўј) и страшненького CB2 (из японии).<br></br>ѕоследнего его создатели намерены "выучить и воспитать" до уровн€ двухлетнего ребЄнка (на что уже потратили два года, и проект ещЄ не окончен). »ными словами, программы этого робота предусматривают самосто€тельное его "развитие" в процессе приобретени€ опыта. » это похоже на подход, используемый в проекте JAST (фотографии MIT и Osaka University).


»митаци€ схем, открытых в человеческой психике, наблюдение и обучение через подражание Ц таковы пути очеловечивани€ роботов, избранные авторами эмоциональной Nexi (из —Ўј) и страшненького CB2 (из японии).

ѕоследнего его создатели намерены "выучить и воспитать" до уровн€ двухлетнего ребЄнка (на что уже потратили два года, и проект ещЄ не окончен). »ными словами, программы этого робота предусматривают самосто€тельное его "развитие" в процессе приобретени€ опыта. » это похоже на подход, используемый в проекте JAST (фотографии MIT и Osaka University).

Ќеобходимо, чтобы машины не только показывали красивые "записанные" последовательности действий, но и свободно взаимодействовали с людьми в "естественной" человеческой манере, — рассудили авторы нового робота (кстати, его мы видим на снимке под заголовком).

Ётой цели и посв€щЄн трансъевропейский проект JAST (Joint-Action Science and Technology). Joint-Action означает, что участники его намерены отработать наилучшие пути организации работы тандемов человек-робот.

ј дл€ этого нужно сначала пон€ть, как работают группы людей. "”спех человеческого вида в решающей степени зависит от нашей обычной способности к участию в совместных действи€х", — справедливо пишут авторы проекта. „тобы научитьс€ чему-то у человека, JAST включил в свой состав специалистов не в робототехнике, а в нейрофизиологии и психологии.

”чЄные провели р€д опытов и нашли интересную деталь: во врем€ выполнени€ совместных задач человек, наблюдающий за действи€ми партнЄра, словно бы мысленно копирует их, в его мозгу активируютс€ нейроны, отвечающие за такие же действи€, хот€ в реальности наблюдатель ничего не делает.

"я вижу теб€, ты видишь мен€. я мысленно повтор€ю твои действи€, чтобы пон€ть, что нужно делать мне". ѕримерно такова схема взаимодействи€ двух и более человек при выполнении общего задани€. ¬озможно, слишком упрощЄнна€. Ќо в роботе она сработала (иллюстраци€ JAST).


"я вижу теб€, ты видишь мен€. я мысленно повтор€ю твои действи€, чтобы пон€ть, что нужно делать мне". ѕримерно такова схема взаимодействи€ двух и более человек при выполнении общего задани€. ¬озможно, слишком упрощЄнна€. Ќо в роботе она сработала (иллюстраци€ JAST).

ѕсихологи пришли к выводу, что мысленное копирование действий визави помогает человеку осознать их и вы€вить возможные ошибки.

»менно это свойство психики исследователи сымитировали в нейронных цеп€х нового робота (специалисты JAST называют это также "резонансной обработкой").

» если раньше инженеры добивались от ход€чих желез€к с системами машинного зрени€ предсказани€ дальнейших движений объектов (скажем, того же человека, или только его рук), то новый аппарат предсказывает намерени€ человека и принимаемые им решени€. » неважно, что прогнозы эти пока относ€тс€ к узкой области действий Ц сборке игрушек из конструктора.

"¬ наших опытах робот наблюдает (за человеком) не дл€ того, чтобы узнать задачу, — объ€сн€ет ¬ольфрам Ёрлхаген (Wolfram Erlhagen) из университета ћинью (Universidade do Minho), одного из участников JAST. — –обот уже знает еЄ. ќднако он фиксирует поведение визави, свер€ет его с картой задач и быстро учитс€ предвидеть действи€ партнЄра и отмечать ошибки, когда человек не следует ожидаемым процедурам".

Ќаучить машину собрать самолЄтик из деталей Ц это одно, но научить вид€щего робота понимать, что сид€щий перед ним человек собирает самолЄтик из деталей Ц это совсем другое (фотографии JAST).
Ќаучить машину собрать самолЄтик из деталей Ц это одно, но научить вид€щего робота понимать, что сид€щий перед ним человек собирает самолЄтик из деталей Ц это совсем другое (фотографии JAST).

¬ тестах робот помогал человеку собирать детский конструктор. ќн наблюдал за тем, какие детали берЄт человек в руки, и прогнозировал, что именно тот хочет получить. “огда машина брала со стола детали, следующие по логике сборки, и предлагала их человеку. ≈сли тот говорил "нет", робот уточн€л, что именно человек намерен собрать, и поправл€л его, если партнЄр сам брал со стола неподход€щую деталь.

ѕри этом тесты отличались сценари€ми. ¬ одном случае робот выступал в роли учител€, а человек следовал его указани€м. ј во втором Ц участники опыта были равноправны и могли поправл€ть друг друга.

"¬ы строите семафор?" Ц делает предположение машина. "ƒа", Ц отвечает человек. "—ледующим вам понадобитс€ красный болт", Ц говорит робот и подаЄт его своему визави. ѕримерно так действуют маленькие детишки, вместе собирающие конструктор. ƒл€ робота Ц большой успех (кадры JAST).
"¬ы строите семафор?" Ц делает предположение машина. "ƒа", Ц отвечает человек. "—ледующим вам понадобитс€ красный болт", Ц говорит робот и подаЄт его своему визави. ѕримерно так действуют маленькие детишки, вместе собирающие конструктор. ƒл€ робота Ц большой успех (кадры JAST).

»ными словами, машина училась понимать намерени€ человека, исход€ из своих знаний об объектах окружающего мира. ѕусть только в данном опыте это было смоделировано на простых пластмассовых пластинках с отверсти€ми и наборе болтиков Ц это только начало.

¬ идеале развитие этой системы должно привести к по€влению андроидов, способных предложить хоз€ину "не заварить ли вам кофе?", просто увидев, что человек пот€нулс€ к кружке, сто€щей на столе.

ј это уже совсем иной уровень взаимодействи€ роботов и людей. ƒаже впечатл€ющий ASIMO, принос€щий подносы с едой посетител€м компании Honda и понимающий три голоса одновременно, на самом-то деле не столь свободен в своих действи€х, несмотр€ на пр€мохождение, ловкие руки и кучу программ, позвол€ющих ему реагировать на изменени€ в обстановке.

ѕеред нами ещЄ, конечно, не свобода воли, но некий шаг на пути к ней. ¬о вс€ком случае, опыты JAST дают робототехнике ещЄ один важный элемент, который поможет в будущем создать машины, так напоминающие разумных роботов из фантастических фильмов.

 лючевые слова:
человек
люди
роботы
действи€
опыт
визави
проект
фотографии
программы
процесс
»скусственный интеллект
робот
робототехника


¬ернутьс€ в рубрику:

»скусственный интеллект


≈сли вы хотите видеть на нашем сайте больше статей то кликните ѕоделитьс€ в социальных сет€х! —пасибо!

ќбратите внимание полезна€ информаци€.