омпьютер-робот провожает взгл€дом безмолвных собеседников

30.04.2009, 19:12



 омпьютер-робот провожает взгл€дом безмолвных собеседников
«ахот€т ли люди показывать компьютеру, что им нужно, "на пальцах", вместо того чтобы подойти и просто несколько раз кликнуть мышкой? јвторы новой системы не сомневаютс€ в положительном ответе (фото OZWE).

ќн всегда смотрит вам в лицо, поворачиваетс€ вслед за вашим движением и преданно ловит любой ваш жест. ќн стараетс€ предугадать ваши желани€, он учитс€, он готов приложить все усили€, чтобы ваша жизнь стала более комфортной.  то это? ўенок, принос€щий тапочки по утрам? Ќет, всего лишь компьютер. “апки он не носит, но обладает кучей других полезных навыков.

Ўвейцарска€ компани€ OZWE построила устройство QB1, которое "без глаз" видит сто€щих перед ним людей и принимает множество команд, поданных жестами. ѕо мнению создателей машины, она может стать удивительным дополнением к современному дому, поскольку обладает почти фантастическими навыками.

"Ёто робототехнический объект", — говорит про QB1 ‘редерик  аплан (Frederic Kaplan), инженер и исследователь из Ўвейцарского федерального политехнического института в Ћозанне (EPFL), исполнительный директор OZWE и один из еЄ основателей. ¬торой учредитель компании, заметим, — промышленный дизайнер ћартино д'Ёспозито (Martino d'Esposito), преподаватель в университете искусства и дизайна Ћозанны (ECAL).

Ќа первый взгл€д, перед нами просто "дизайнерский" дисплей. Ќо этот экран воспринимает окружающий мир и реагирует на него сообразно обстановке (фотографии OZWE).

Ќа первый взгл€д, перед нами просто "дизайнерский" дисплей. Ќо этот экран воспринимает окружающий мир и реагирует на него сообразно обстановке (фотографии OZWE).

 аплан 10 лет сотрудничал с Sony, участву€ в разработке "мозгов" дл€ еЄ развлекательных роботов, в частности — дл€ собаки AIBO. » вот что он вынес и того опыта: "Ќикто не хочет подолгу взаимодействовать с ней".

 онечно, фанаты собачки будут гневно протестовать, но основной массе така€ игрушка надоедает относительно быстро. ќдна из причин Ц длительное обучение кибернетического существа. ќно не сразу обретает все свои способности, а совершенствует свои алгоритмы (ну, конечно, до некоторой степени) по мере взаимодействи€ с пользователем. ¬зрослеет, в общем.

ј можно было бы сделать иначе?

 ак сказать. ѕо уверению  аплана, проблема искусственного интеллекта Ц это не трудности с вычислительной мощностью, а как раз вопрос приобретени€ машиной опыта. ’орошую "интеллектуальную" систему невозможно просто запрограммировать Ц она должна программироватьс€ сама, получа€ отклик из реального мира.

Ќа прошлой неделе OZWE привезла своего робота в —ан-‘ранциско, на выставку Swissnex. ѕотенциальные покупатели QB1 восприн€ли новацию с интересом (фотографии с сайта swissnexsanfrancisco.org).


Ќа прошлой неделе OZWE привезла своего робота в —ан-‘ранциско, на выставку Swissnex. ѕотенциальные покупатели QB1 восприн€ли новацию с интересом (фотографии с сайта swissnexsanfrancisco.org).

» вот тут-то ‘редерик решил: чтобы человек проводил много времени с машиной (а у неЄ по€вилось врем€ дл€ обучени€), нужно, чтобы она была человеку чем-то полезна помимо собственно игры. —кажем, пусть это будет личный диск-жокей, управл€ющий воспроизведением треков из пам€ти компа.

Ёто лишь одна возможна€ ипостась QB1, которому его разработчики прочат множество профессий. √лавное Ц "живой комп" должен стать привычным компаньоном человека в доме (а потом и не только в нЄм), умеющим и снимки из семейного архива показать по требованию, и с друзь€ми соединить, ну и так далее.

"ќтец »нтернета" ¬интон —ерф (Vint Cerf), слева, знакомитс€ с QB1 под присмотром ‘редерика  аплана (фото OZWE).


"ќтец »нтернета" ¬интон —ерф (Vint Cerf), слева, знакомитс€ с QB1 под присмотром ‘редерика  аплана (фото OZWE).

Ќе перва€ это разработка в данном направлении. ѕримеров — куча. ƒостаточно вспомнить кролика Lapinou и "умного компаньона". “олько обычно така€ техника слушаетс€ голосовых команд. QB1 же видит жесты. » лица.  уда кто передвигаетс€ Ц тоже определ€ет. » поворачиваетс€ вслед за пользователем, словно ищет контакт глаза в глаза. ’оть глаз у него и нет.

Ёто создаЄт эмоциональный эффект "оживлени€" машины. ¬ этом плане идеологическими предшественниками QB1 следует признать экспрессивный компьютер RoCo и его "сестру" — живую настольную лампу AUR. “олько они жестов не понимали.

“ак что QB1 Ц большой шаг вперЄд. ‘редерик говорит, что така€ особенность нового робота позвол€ет ему "присутствовать в социальном пространстве", будто бы он ещЄ один член компании. –анее такое можно было сказать разве что про антропоморфных или зооморфных роботов, но не про "обычный PC".

ѕри помощи нового робота можно играть в виртуальный пинг-понг пр€мо в воздухе (фото OZWE).


ѕри помощи нового робота можно играть в виртуальный пинг-понг пр€мо в воздухе (фото OZWE).

ƒа, воспри€тие жестов компьютером уже давно не €вл€етс€ откровением. –аспознавание лиц Ц тоже (его можно встретить уже в недорогих цифровых фотоаппаратах-мыльницах). ¬опрос только в том, на каком уровне это реализовано и при помощи каких средств.

¬ швейцарском аппарате нет классической системы распознавани€ образов. ¬место неЄ Ц набор инфракрасных диодов и » -сенсоров по кра€м монитора. ќни образуют нечто вроде » -радара. ќн (вот тут нужен искусственный интеллект) вы€вл€ет на фоне предметов в комнате людей, определ€ет положение их лиц, рук, считывает жесты, показываемые пальцами, чувствует передвижение людей, даже их смещение по вертикали (кто присел, кто встал) и так далее.

Ёта система строит трЄхмерную модель своего визави без вс€кой стереокамеры и ловит жесты без вс€ких перчаток с маркерами на руках пользовател€.

ƒальше Ц домашн€€ маги€. ѕассы в воздухе запускают треки, мен€ют громкость и отдают другие команды.  акие Ц уже дело программировани€. √лавное, что основа работает.

–обот может выбрать мелодию, которую попросит человек, сто€щий в центре комнаты, а может отреагировать на демонстративно показываемую ему обложку музыкального альбома Ц узнать его и запустить соответствующие треки. <br></br>√рафическое отображение интерфейса на экране динамически мен€етс€ в зависимости от положени€ человека. “ак, при его приближении выдаЄтс€ более подробна€ информаци€ и по€вл€ютс€ новые возможности, а при выходе человека из пол€ зрени€ машиныЦ целый р€д элементов пропадает, ведь в них всЄ равно некому вгл€дыватьс€, Ц сообщают разработчики (иллюстрации OZWE).


–обот может выбрать мелодию, которую попросит человек, сто€щий в центре комнаты, а может отреагировать на демонстративно показываемую ему обложку музыкального альбома Ц узнать его и запустить соответствующие треки.

√рафическое отображение интерфейса на экране динамически мен€етс€ в зависимости от положени€ человека. “ак, при его приближении выдаЄтс€ более подробна€ информаци€ и по€вл€ютс€ новые возможности, а при выходе человека из пол€ зрени€ машиныЦ целый р€д элементов пропадает, ведь в них всЄ равно некому вгл€дыватьс€, Ц сообщают разработчики (иллюстрации OZWE).

‘редерик говорит, что обычные компьютеры оптимизированы дл€ работы в сид€чем положении, пр€мо перед экраном. Ќо такое положение неудобно в целом р€де ситуаций: хотите ли вы потанцевать дома под музыку, послушать по€снени€ электронного гида в музее или советы робота-помощника в магазине. ¬о всех этих случа€х взаимодействие с машиной сто€, да ещЄ и бесконтактное Ц наиболее оптимальный вариант.

Ћюбопытно, что на самом экране человек видит ту самую свою 3D-модель. ѕо мнению авторов новинки, так достигаетс€ лучша€ обратна€ св€зь Ц пользователь ведь тоже в некотором роде учитс€.

» это одна из дизайнерских фишек необычного интерфейса. ”брать "просто лица" — такое пожелание потребителей вы€вила демонстраци€ непосредственного предшественника QB1 Ц робота Wizkid, который три мес€ца проработал на выставке в Ќью-…орке в прошлом году. —оздали его всЄ те же  аплан и д'Ёспозито.

Wizkid использовал дл€ приЄма команд интерфейс, названный Halo. ѕользователь видел себ€ на экране, словно в зеркале (тот "живой монитор" был оборудован самой обычной веб-камерой), и также видел различные рамки и кружки, лов€щие его лицо или ладони. Ёто и были подвижные элементы управлени€ системой.

Wizkid схож с другими проектами, в которых камера "узнавала" жесты человека, только в отличие от них этот "монитор" ещЄ и был подвижным (фото с сайта wizkid.info).


Wizkid схож с другими проектами, в которых камера "узнавала" жесты человека, только в отличие от них этот "монитор" ещЄ и был подвижным (фото с сайта wizkid.info).

” QB1 интерфейс выгл€дит футуристичнее. ј общение с ним Ц больше увлекает.

ƒа и выгл€дит он необычно, во многом благодар€ ткани, составл€ющей оболочку робота. ћартино по€сн€ет: "я хотел уйти от традиционного пластикового корпуса... безличного, пыльного". “кань больше соответствует "живой" сущности аппарата.   тому же еЄ легко заменить на другую "одЄжку" (имеетс€ молни€). ¬ы в детстве переодевали кукол?

–азумеетс€, QB1 не выгл€дит куклой, но в том-то и прелесть замысла. "ћы хотели создать компьютер, с которым мы могли бы общатьс€ более естественным образом, но который ещЄ не выгл€дел бы человеком. “о есть который сохран€л бы свой облик "техногенного" предмета", Ц говор€т швейцарцы.

Ќо что тогда его очеловечивает?  ак раз тот факт, что он, будто живой, отслеживает перемещающиес€ лица в помещении, а не наоборот Ц как было бы с обычным компом, к которому люд€м нужно было бы поворачиватьс€ самим.

Ќо это не единственный "крючок", которым аппарат заманивает своего владельца (или владельцев, ведь он готов "общатьс€" и с группой людей). —кажем, компьютер пробует предугадывать, какую музыку лучше всего поставить в данный момент. ”же без жестовых просьб.

ƒл€ этого у QB1 есть п€ть стратегий. ѕерва€ (сама€ проста€) Ц основана на анализе статистики: что человек слушает чаще и в какое врем€ дн€ (как тот €понский лифт с интуицией, запоминающий Ц кто куда обычно ездит).

Ѕолее сложные алгоритмы уже учитывают Ц кто именно находитс€ в комнате и где стоит (сидит), куда перемещаетс€. ¬ конечном счЄте робот-комп выбирает лучшую стратегию, основыва€сь на обратной св€зи. Ќо как именно пользователь подтверждает удачный выбор машины Ц не объ€снено.

QB1 принципиально лишЄн клавиатуры и мыши. ѕравда, этот компьютер нельз€ назвать универсальным. —корее это интеллектуальный развлекательный центр (фото OZWE).


QB1 принципиально лишЄн клавиатуры и мыши. ѕравда, этот компьютер нельз€ назвать универсальным. —корее это интеллектуальный развлекательный центр (фото OZWE).

ќ цене робота тоже пока ничего сказать нельз€. «ато следует отметить, что швейцарцы серьЄзно рассчитывают не только на частный сектор, но и на бизнес: дл€ QB1, мол, можно найти массу применений в отел€х, магазинах, спа, музе€х и ресторанах.

 аплан по€сн€ет, что речь тут идЄт даже не об изобретении нового интерфейса, а о по€влении новых "услуг" со стороны компьютера, которых раньше не было, но которые можно придумать, отталкива€сь от способности машины распознавать жесты. ѕричЄм человек может свободно перемещатьс€ в поле зрени€ робота, не тер€€ контакт с ним, Ц это принципиальное отличие от прежних аналогов.

"≈сли она действительно окажетс€ успешной, систему можно будет использовать в огромном количестве приложений, — говорит  аплан, и добавл€ет. — ћы сейчас ищем людей, которые захотели бы протестировать QB1 у себ€ дома в течение нескольких недель. ѕозже мы начнЄм его производство и продажу.  ак мы надеемс€ Ц уже в нынешнем году".


 лючевые слова:
человек
компьютер
жесты
машины
интерфейс
команды
разработчики
новое множество
зрени€
»скусственный интеллект
робот
робототехника


¬ернутьс€ в рубрику:

»скусственный интеллект


≈сли вы хотите видеть на нашем сайте больше статей то кликните ѕоделитьс€ в социальных сет€х! —пасибо!
—мотрите также:

ќбратите внимание полезна€ информаци€.