Ѕесчеловечные машины победили пустынный городок

31.01.2008, 16:04


√лава Tartan Racing –ед ”айттекер (Red Whittaker) держит в руках первый приз, завоЄванный его командой в гонке машин-роботов DARPA Urban Challenge.
√лава Tartan Racing –ед ”айттекер (Red Whittaker) держит в руках первый приз, завоЄванный его командой в гонке машин-роботов DARPA Urban Challenge.


—ирены и жЄлтые мигалки предупреждали зрителей о приближении беспилотных машин. Ќо автомобили, оснащЄнные искусственным интеллектом, и так было сложно спутать с обычными. » пусть в этой гонке иные "железные водители" допускали ошибки, она войдЄт в историю: впервые роботы-автомобили показали, что способны передвигатьс€ в городском трафике без команд извне.

3 но€бр€ 2007 года в местечке ¬икторвилль (Victorville), что в  алифорнии, успешно прошла гонкаDARPA Urban Challenge — первое в мире соревнование автомобилей-роботов в городских услови€х.

ƒва года назад беспилотные машины впервые в истории доказали, что способны не просто работать в реальной обстановке (на местности), но самосто€тельно преодолевать весьма прот€жЄнные маршруты. “огда несколько транспортных средств, оборудованных сонмом камер, лидаров, радаров и мощных компьютеров, победили пустыню. ѕотом было прин€то решение о переносе этой гонки в город.

“расса DARPA Urban Challenge .
“расса DARPA Urban Challenge .


ћы рассказывали о подготовке этого сост€зани€. Ќапомним лишь, что автомобили должны были преодолеть сложный городской маршрут: проехать кучу перекрЄстков (разных типов) и поворотов, большие и маленькие улицы, заехать на парковку и выехать из неЄ, выполнить кучу прочих манЄвров. » всЄ — самосто€тельно.

 онечно, устроители гонки (из научно-исследовательского агентства ѕентагона DARPA) прин€ли целый р€д мер дл€ обеспечени€ безопасности. Ќачина€ с того, что город, в котором проходило соревнование, был искусственным: его возвели на месте бывшей военной авиабазы ƒжордж (George). “ак что жителей тут не было — только зрители и судьи на трибунах и за ограждени€ми.

 роме того, за каждым автомобилем-участником гонки следовала обычна€ легковушка с людьми борту. Ќет, здесь никто не управл€л роботами дистанционно. Ќо в машинах сопровождени€ экипажи везли аварийные кнопки, которые могли полностью выключить роботов, если бы те вдруг решили направитьс€ в опасную сторону (к трибунам, например).

ј так обстановка на полигоне была самой привычной. ƒома, улицы и тротуары, дорожные знаки и разметка... «десь не было установлено каких-либо радиома€ков или ламп вдоль краЄв дорог Ч никаких поблажек. Ћюбой водитель или пешеход, попав сюда, увидел бы самый обычный маленький провинциальный городок. “ак что машинам надо было напр€гать свои "мозги", чтобы пройти намеченный судь€ми маршрут. “ем более что вместе с роботами по городу ездило ещЄ 30 обычных авто, управл€емых людьми, — дл€ создани€ более-менее правдоподобного трафика. » это не счита€ упом€нутых машин сопровождени€.

 адры с финала сост€зани€, его предварительных этапов и тестов в ¬икторвилле дают представление об обстановке на DARPA Urban Challenge. ќбратите внимание: помимо автомобилей-роботов, здесь были и обычные машины с водител€ми за рулЄм Ч дл€ создани€ реалистичных помех .
 адры с финала сост€зани€, его предварительных этапов и тестов в ¬икторвилле дают представление об обстановке на DARPA Urban Challenge. ќбратите внимание: помимо автомобилей-роботов, здесь были и обычные машины с водител€ми за рулЄм Ч дл€ создани€ реалистичных помех .


¬ целом можно сказать, что необычные транспортные средства замечательно справились с невиданной ранее задачей. ’от€ некоторые небольшие казусы всЄ же случались. “ак, два компьютеризированных авто ухитрились столкнутьс€ между собой. —лучилось это на небольшой скорости, и ƒ“ѕ обошлось практически без повреждений. ќба робота успешно продолжили гонку.

ѕечальный финиш TerraMax, который уткнулс€ носом в стенку небольшого магазинчика.
ѕечальный финиш TerraMax, который уткнулс€ носом в стенку небольшого магазинчика.


≈щЄ зрителей немного повеселил робот TerraMax, созданный компанией Oshkosh Truck. ѕримечательна машина хот€ бы тем, что это — довольно крупный и т€жЄлый грузовик, единственный на DARPA Urban Challenge (остальные команды превращали в роботов легковушки, джипы и минивэны). –ади него даже пришлось во врем€ постройки трассы выбрать побольше ширину дороги.

¬ 2005 году TerraMax принимал участие в DARPA Grand Challenge, и пусть в тот раз он пришЄл к финишу последним, аппарат от Oshkosh Truck стал одним из п€ти автомобилей-роботов, преодолевших весь маршрут гонки (из 23 стартовавших). ј в нынешнем соревновании искусственный интеллект TerraMax оплошал, и через некоторое врем€ после начала гонки жЄлтый беспилотный грузовик закончил сост€зание, заехав в пустой (как и всЄ в этом искусственном городке) магазин.

Ќе только компьютер TerraMax дал маху. »з-за различных проблем очень многие команды не сумели завершить гонку. Ќо три лидера (все, уложившиес€ к тому же в 6-часовой лимит времени, определЄнный правилами) показали образцовую езду.

ћашины-роботы терпеливо пропускали на перекрЄстках другие авто (идущие по главной дороге), после чего аккуратно поворачивали в нужном направлении, не забыв заранее включить поворотники. “ак же осторожно и неспешно, словно начинающие водители, опасающиес€ дорожной полиции, они выполн€ли и другие задачи на трассе. » так без приключений добрались до финиша.

јвтомобиль Boss на трассе гонки, испытани€х и на финише (на врезке).
јвтомобиль Boss на трассе гонки, испытани€х и на финише (на врезке).


ѕризовые $2 миллиона за первое место в DARPA Urban Challenge ушли команде Tartan Racing, созданной специалистами из университета  арнеги-ћеллона (Carnegie Mellon University) и компании General Motors. »х машина Boss (построенна€ на основе Chevrolet Tahoe) преодолела городскую дистанцию длиной около 90 километров за 4 часа. —редн€€ скорость составила примерно 22 километра в час.

 оманда утверждает, что одной из ключевых технологий, позволивших роботу превосходно ориентироватьс€ в обстановке, стал новый лидар. ќн представл€ет собой блок из 64 лазеров, вращающийс€ со скоростью 10 оборотов в секунду и производ€щий за это врем€ по миллиону измерений дистанции до самых различных предметов.

 рис ”рмсон (Chris Urmson), главный инженер Tartan Racing, по€снил, что лидар создавал в компьютере целое "облако точек", по которому машина могла пон€ть — где наход€тс€ другие автомобили, здани€, деревь€, бордюры и так далее. Ћидаром, впрочем, "глаза" робота не исчерпывались Ч на крыше у него были смонтированы цифровые камеры.

"Ёто большой день дл€ робототехники", — за€вил  рис после триумфального завершени€ субботней гонки.

‘иниш робота Junior.
‘иниш робота Junior.


 оманда из университета —тэнфорда — Stanford Racing, котора€ в 2005 году в гонке автомобилей-роботов по пустыне оказалась победителем Ч в этот раз также выступила весьма достойно, завоевав второе место. ћашина Junior (созданна€ на основе Volkswagen Passat Variant) принесла —тэнфорду $1 миллион призовых денег. ќна потратила на преодоление всей дистанции примерно на 20 минут больше, чем робот-победитель.

Ќу а приз в $500 тыс€ч (треть€ ступенька пьедестала) досталс€ команде VictorTango политехнического института ¬ирджинии (Virginia Tech). ≈Є автомобиль Odin (превращЄнный в робота Ford Escape Hybrid) затратил на гонку на 20 минут больше времени, чем Junior, и, соответственно, на 40 минут больше, чем Boss.

Odin во врем€ тестов и на финишной черте .
Odin во врем€ тестов и на финишной черте .


¬ообще же, надо отметить, что в финал этого соревновани€ вышло 11 команд (а в ведь полуфинале их было целых 36). Ќо только шесть машин-роботов пересекли финишный створ после целого дн€ поездок по городу.

ƒиректор DARPA “они “езер (Tony Tether) назвал результаты соревновани€ "фантастическим достижением" и подчеркнул, что отработанные здесь технологии готовы дл€ передачи в другие компании и институты дл€ дальнейшего углублени€ и развити€. “акже “езер особо отметил, что ни одна из трЄх машин-победительниц не нарушила правила дорожного движени€, так что три места на подиуме распределились исключительно по времени прохождени€ дистанции этими автомобил€ми.

Ћарри ЅЄрнс (Larry Burns), вице-президент GM, комментиру€ субботнюю гонку, за€вил, что разработка серийных авто с системой искусственного интеллекта, позвол€ющей им самосто€тельно ездить в городских услови€х — одно из важных направлений развити€ автоиндустрии. "ѕредставьте себе, что вы одновременно разговариваете по телефону, поедаете завтрак и просматриваете почту, совсем бросив управление своим автомобилем", — по€сн€ет ЅЄрнс. ќн утверждает, что авто с таким уровнем "сознани€" по€в€тс€ на дорогах в 2015 году.

»сточник: Membrana

 лючевые слова:
роботы
Challenge DARPA
гонки Urban
TerraMax
автомобили
машины
гонка
Racing
Junior
маршрут
дистанции
гонка
»скусственный интеллект
робот
робототехника


¬ернутьс€ в рубрику:

»скусственный интеллект


≈сли вы хотите видеть на нашем сайте больше статей то кликните ѕоделитьс€ в социальных сет€х! —пасибо!
—мотрите также:

ќбратите внимание полезна€ информаци€.