иберноги Honda притопали на завод перед визитом в дом престарелых

11.11.2008, 14:00



 иберноги Honda притопали на завод перед визитом в дом престарелых
Ёта странна€ на вид штуковина "ходит" за человека. Ќу, или почти "за него" (фото AP).

 огда речь заходит об экзоскелете дл€ нижней части тела, а попросту — о киберштанах, нам почему-то вспоминаетс€ мульт "”оллес и √ромит". ќдним из творений рассе€нного и легкомысленного изобретател€ ”оллеса были как раз самоходные портки, с которыми не раз случались забавные казусы: капризна€ вещица про€вл€ла норов и была способна "прогул€ть" своего хоз€ина совсем не туда, куда он хотел бы.

¬ каждой шутке, как известно, дол€ шутки. —оединить несколько "палочек" шарнирами, снабдив их электромоторчиками — дело недолгое. ј вот сделать так, чтобы эта конструкци€ помогала ходьбе, но при этом не стесн€ла человека, а чутко реагировала на движени€, — очень даже непросто.

Ѕогатый опыт постепенного совершенствовани€ "умного" ASIMO, пожалуй, самого сложного ход€чего человекоподобного робота на планете, а также собственные исследовани€ по биомеханике человеческой ходьбы позволили компании Honda создать свою версию киберштанов, пользование которыми, как увер€ют инженеры, простое и интуитивное.

 омпани€ обнародовала новый силовой экзоскелет дл€ ног в красный день календар€ Ц 7 но€бр€.

”оллес и √ромит (Wallace and Gromit) на себе испытали, что такое "штаны с характером" (кадры с сайта animated-views.com).


”оллес и √ромит (Wallace and Gromit) на себе испытали, что такое "штаны с характером" (кадры с сайта animated-views.com).

 ак и раньше, устройство называетс€ Walking assist device (первый и при этом необычайно портативный "ножной" экзоскелет под таким же именем Honda представила в апреле нынешнего года).

“олько теперь к названию прибора добавлено With Bodyweight Support System, читай — с поддержкой п€той точки. » не зр€. ‘актически перед нами совершенно друга€ система.

ƒл€ надевани€ Walking assist вовсе не требуетс€ застЄгивать вокруг ног или по€са многочисленные ремни, как это было с аппаратами-предшественниками. ƒостаточно обутьс€ в ботинки (€вл€ющиес€ частью устройства) да приподн€ть сиденье, венчающее киберноги, и можно отправл€тьс€ в путь.

Honda Walking assist device позвол€ет ходить, подниматьс€ и спускатьс€ по лестнице или наклонной плоскости, приседать и вставать (фотографии Honda и AFP/Getty Images).


Honda Walking assist device позвол€ет ходить, подниматьс€ и спускатьс€ по лестнице или наклонной плоскости, приседать и вставать (фотографии Honda и AFP/Getty Images).

ћашина следует за движени€ми человека, при этом она направл€ет своЄ усилие так, чтобы оно проходило через центр т€жести владельца. Ёто помогает ему держать равновесие. Ѕолее того, аппарат учитывает при регулировке усили€ различные позы.

“ак, во врем€ ходьбы компьютер командует парой электромоторов сообразно сигналам с датчиков в подошвах механизма.

ј ещЄ машина учитывает угол сгибани€ коленей. ≈сли человек перемещаетс€ в полуприседе или поднимаетс€ по лестнице, усилие моторов, поддерживающих вес владельца, будет увеличено.

ќсновные характеристики устройства: вес Ц 6,5 килограмма (включа€ обувь и литиево-ионный аккумул€тор), врем€ работы на одной зар€дке Ц 2 часа. ”стройство может быть выполнено в разных размерах. ѕри этом если конкретный аппарат рассчитан на пользователей с "номинальной" высотой 170 см, это означает, что данный Walking assist смогут нормально примен€ть люди с ростом в пределах 165-175 см (фотографии Honda).
ќсновные характеристики устройства: вес Ц 6,5 килограмма (включа€ обувь и литиево-ионный аккумул€тор), врем€ работы на одной зар€дке Ц 2 часа. ”стройство может быть выполнено в разных размерах. ѕри этом если конкретный аппарат рассчитан на пользователей с "номинальной" высотой 170 см, это означает, что данный Walking assist смогут нормально примен€ть люди с ростом в пределах 165-175 см (фотографии Honda).

Walking assist на данный момент — это вершина исследований, ведущихс€ Honda с 1999 года. √лавна€ цель — подарить радость движени€ старикам, ещЄ способным ходить, но уже с трудом. ј второе предназначение киберштанов — оснащение рабочих на конвейере.

¬от тут, кстати, пригодитс€ и движение вприс€дку (в ходе сборки авто куда только не приходитс€ залезать), и помощь при подъЄме т€жестей.

„то до ограничени€ времени активной работы на одной зар€дке батареи, полагаем, авторам "усилител€ ног" нетрудно будет предусмотреть смену заранее зар€женных аккумул€торов или даже переодевание рабочих в новые "штаны" на врем€ заправки первых.

¬ качестве возможной области приложени€ новинки можно привести ещЄ и реабилитацию пациентов после травм ног или позвоночника и другие "медицинские ситуации" (фотографии Honda).
¬ качестве возможной области приложени€ новинки можно привести ещЄ и реабилитацию пациентов после травм ног или позвоночника и другие "медицинские ситуации" (фотографии Honda).

»нженер Honda ƒзюн јсихара (Jun Ashihara) считает, что аппарат понравитс€ и тем, кому по долгу службы приходитс€ проходить большие рассто€ни€. "ќн должен быть предельно прост в использовании, как велосипед, — говорит јсихара. — ќн уменьшает стресс, и вы чувствуете себ€ менее уставшим".

¬о всех случа€х владельцы чудо-машинки оцен€т, насколько она уменьшает нагрузку на мышцы и суставы ног (бЄдра, колени, лодыжки).

 ак гласит пресс-релиз компании, с нынешнего мес€ца начинаютс€ испытани€ Walking assist на автомобильном заводе Honda в —ай€ме (Sayama).

 иберноги от Honda в действии на конвейере хондовского завода —аитама (Saitama) в —ай€ме (фото Honda).
 иберноги от Honda в действии на конвейере хондовского завода —аитама (Saitama) в —ай€ме (фото Honda).

»менно сборщики первыми смогут вы€вить все достоинства и недостатки разработки. Ќо уже сейчас можно сказать о еЄ главных преимуществах перед аналогами: низкий вес и эстетичность.

—равнива€ Walking assist с ранними образцами кибербрюк, видим, что, конструкци€ заметно ужалась, при аналогичных возможност€х.

ќдним из важных достоинств проекта Walking assist второго поколени€ €понские инженеры называют отсутствие выступающих за "габариты" человека деталей. ѕоскольку рычаги и моторы наход€тс€ с внутренней стороны лодыжек и бЄдер, а также Ц сзади туловища, с новым устройством проще проходить в узких местах. ƒа и риск задеть что-то Ц ниже (фотографии AP).
ќдним из важных достоинств проекта Walking assist второго поколени€ €понские инженеры называют отсутствие выступающих за "габариты" человека деталей. ѕоскольку рычаги и моторы наход€тс€ с внутренней стороны лодыжек и бЄдер, а также Ц сзади туловища, с новым устройством проще проходить в узких местах. ƒа и риск задеть что-то Ц ниже (фотографии AP).

 стати, одним из этих прототипов был €понский же костюм HAL.

Ќыне €понска€ компани€ Cyberdyne фактически поставила разработку университета ÷укубы (Tsukuba University) на поток (страница продукта теперь соответственно — HAL).

ѕока — дл€ рынка японии, но через некоторое врем€ намечен выход в ≈вропу, а потом и в другие части света.

ќблегчЄнные HAL-штаны и полный костюм HAL, который в зависимости от исполнени€ и настроек усиливает действи€ человека в 2-10 раз (фотографии AP и Cyberdyne).
ќблегчЄнные HAL-штаны и полный костюм HAL, который в зависимости от исполнени€ и настроек усиливает действи€ человека в 2-10 раз (фотографии AP и Cyberdyne).

¬от только цена такого костюма сравнима со стоимостью авто бизнес-класса. ќн не по карману даже многим госпитал€м (а ведь одна из задач экзоскелета — помощь медсЄстрам и сиделкам, помогающим, в свою очередь, пациентам).

ѕотому массовому пользователю недавно была предложена упрощЄнна€ верси€ HAL — только низ. Ёти киберштаны компани€ отдаЄт в аренду за $2 тыс€чи в мес€ц.

ƒо по€влени€ на конвейере полных робокостюмов дело ещЄ не дошло. Ќо и "нижн€€ половинка" экзоскелета, созданна€ Ђ’ондойї, может заметно сократить усталость рабочих, провод€щих целый день на ногах (фото Honda).
ƒо по€влени€ на конвейере полных робокостюмов дело ещЄ не дошло. Ќо и "нижн€€ половинка" экзоскелета, созданна€ Ђ’ондойї, может заметно сократить усталость рабочих, провод€щих целый день на ногах (фото Honda).

„то дальше? Ћогичным развитием экзоскелетов можно посчитать разнообразные ход€чие кресла, вроде Toyota i-foot или HUBO-FX1.

 расота! “ут совсем напр€гатьс€ не нужно.

Ќо здесь уже и не приходитс€ говорить о компактности механизма. », скажем, применение подобных штуковин внутри помещений ограничено в силу габаритов ход€чих машин. ј при поломке такое кресло с собой не унесЄшь Ц это же целое транспортное средство.

ѕолагаем, развитие "усилителей" мышц должно пойти в противоположную сторону Ц минимизации. “е же киберштаны со временем, быть может, утончатс€ настолько, что их можно будет надевать не на, а под штаны обычные.

ј главное Ц поскольку тут нет никакого автономного "самоуправлени€", с Honda Walking assist device приключени€ ”оллеса нам не гроз€т. ѕосмотрим на них лучше в кино.


 лючевые слова:
Honda
assist
Walking
человека
фотографии
штаны
аппарат
конвейере
device
приходитс€
перед
смогут
движени€
владельца
учитывает
конструкци€
совсем
экзоскелет
заметно
зар€дке
компании
механизма
–обототехнические помощники
робот
робототехника


¬ернутьс€ в рубрику:

–оботы помощники


≈сли вы хотите видеть на нашем сайте больше статей то кликните ѕоделитьс€ в социальных сет€х! —пасибо!

ќбратите внимание полезна€ информаци€.