–оботы дл€ людей

14.11.2009, 10:40
јвтор:  ристофер



јмериканцы поступают очень красиво, попул€ризиру€ технический прогресс как национальную идею. —амые попул€рные шоу последнего дес€тилети€ - это соревновани€ роботов. —амые попул€рные фильмы - фантастика. —амые попул€рные игры - военные. ƒела€ клич "јлло, мы ищем таланты", и, провод€ национальные соревновани€, военные выжимают весь творческий и технический потенциал нации. ћы уже не раз писали о бо€х роботов BattleBots, но это были радиоуправл€емые модели. ¬первые об автономных механизмах мы заговорили в 2000 году, и как результат - два соревновани€ 6th International AUV Competition-2003 (подводные роботы) и гонка века DARPA Grand Challenge-2004 (наземные).

6th International AUV Competition


ѕрактически из подручных средств, чуть ли не собственном гараже, команды из ведущих университетов занималась созданием автономных подводных роботов. «адачей соревновани€ было создание непилотируемых подводных машин, способных самосто€тельно анализировать и обрабатывать данные. »м нужно было находить под водой объекты и поражать цели самосто€тельно. ”правление человеком исключалось по правилам. Ќа борту у таких роботов было по два компьютера (один отвечал за считывание данных, второй - за управление), система двигателей, сенсоры, эхо-локаторы, видеокамеры и т.п. ¬ результате мы можем сказать, что мирова€ премьера в области беспилотной подводной техники состо€лась. —обытие прошло на военном объекте U.S. Navy's SPAWAR Systems Center (—ан-ƒиего,  алифорни€), что также говорит о заинтересованности армии в подобных решени€х.

—оревновани€ 2003 года показали, что реализаци€ беспилотных подводных машин реальна. ¬ 2004 году вес моделей будет уменьшен более чем в два раза (35 кг вместо 100). “аким образом, мы говорим об усовершенствовании полученных результатов.

√онки века - DARPA Grand Challenge


ѕризовой фонд - 1 миллион долларов! „тобы его получить, нужно создать транспортное средство, которое за дес€ть часов преодолеет рассто€ние от Ћос-јнжелеса до Ћас-¬егаса, равное 500 км, 400 из которых - бездорожье. ѕри допуске механизма к соревновани€м не предъ€вл€етс€ много требований, но есть главное - транспортное средство не должно управл€тьс€ живыми организмами.

ƒо этого, конечно, до управлени€ не допускалс€ человек, но мы ведь знаем из новостных лент, что теперь могут животные "в лаборатори€х NASA":))). ѕоэтому вступило в силу вот такое ограничение.  ак можно посчитать, средн€€ скорость передвижени€ будет составл€ть около 50 км в час. ѕри этом роботу нельз€ сбивать или уничтожать преп€тстви€. »х необходимо объезжать. ¬ остальном все стандартно - почти как в фильме " рысиныые бега" или "Ѕольша€ прогулка".

¬ окт€бре 2003 года состо€лась аккредитаци€ команд-участников, число которых перевалило за сотню. ѕри этом, многими командами назывались затратные бюджеты от $100.000. ≈сть и альтруисты, которые собираютс€ потратить на разработку по несколько миллионов долларов. ” данного альтруизма есть и подоплека. DARPA заинтересована в разработках касающихс€ данной области. » вполне возможно, что победителю светит многомиллионный военный контракт. ј это уже далеко не призовой фонд. √онка должна состо€тьс€ 13 марта 2004 года.

Ќовинки автомобилестроени€

ќдна из самых роботизированных отраслей - это автомобилестроение. ¬ 2000 году компанией VolksWagen был впервые показан робот-водитель  лаус.


ƒанна€ конструкци€ предусматривает три ноги (по количеству педалей), три руки. ѕомимо этого на борту  лауса установлено три лазерных сканера, стереокамера, спутникова€ навигационна€ система, радар и т.п. ”правление производитс€ за счет компьютера. ¬ роботе предусмотрены алгоритм предотвращени€ столкновений и система электронного торможени€.

–азработчики не предусматривают будущего  лауса как водител€, но вместе с тем, на его базе производитс€ отладка механизмов, которые будут встроены в будущие модели от VW. ¬ €понской лаборатории NTSEL (Natonal Traffic Safety and Environment Laboratory) - также провод€тс€ эксперименты, результатом которых €вилс€ Vehicle Driving Robot.

»сследователи не дают много информации по его характеристикам, при этом не было упоминани€ о его демонстрации на каких-либо выставках. Ќо в небольшом обзоре по данному устройству сказано, что Driving Robot может выступать в роли тестирующего водител€.


Ќапример, когда вы приобретаете автомобиль, то приглашаете специалиста, чтобы он посмотрел, как звучит двигатель, как идет машина и т.п. » потом он высказывает свое мнение, на которое вы ориентируетесь впоследствии. Driving Robot может более точно оттестировать автомобиль, передава€ все полученные данные по различным узлам автомобил€ в компьютер. Ќужно отметить, что это очень полезное изобретение дл€ автомобильной промышленности. ’от€ данна€ функци€, наверн€ка, предусматривалась как способность робота адаптироватьс€ под различные автомобили.

”ниверситеты ќгайо,  алифорнии и јризоны зан€ты разработкой идеи реализации самоуправл€емой машины. ¬ ней нет робота в нашем обычном представлении, поскольку все его узлы распределены по различным узлам машины. ”правление производитс€ с помощью компьютера, который получает необходимые данные с различных сканеров и датчиков, а также имеет встроенную карту местности. ¬ принципе, все подобные разработки похожи. Ќапример:


–азработка ”ниверситета јризоны.


–азработка университета ќгайо.

ќчень примечателен в этих изобретени€х один момент - они сделаны на базе реально существующих автомобилей. Ќапример, модель от јризонского университета, именуема€ VISTA, создана на базе Chevrolet Celebrity 1989. ј вот так выгл€дит джип Wrangler Spot калифорнийской доработки:


“аким образом, на основе вышеперечисленных примеров, можно сказать о том, что вс€ современна€ техника потомственна, и новые варианты управлени€, которые мы имеем пока только на уровне разработки - это следующий этап развити€ окружающей нас техники в целом.

ѕри этом сейчас разрабатываютс€ варианты автоматизированного управлени€ всего транспорта, включа€ поезда, грузовые автомобили и т.п.

„то касаетс€ космосаЕ

 осмические автономные роботы сегодн€шнего дн€ позвол€ют производить передвижени€ по поверхност€м небесных тел либо в космическом пространстве, делать фото и видео-съемку, химический анализ материалов и сред, св€зыватьс€ с командным центром. ¬ будущем планируетс€ создание роботов строителей. » пока не €сно будут ли это обыкновенные роботы или нано-технологии. ¬ любом случае и то, и другое - пока фантастика.

ј разберемс€ ли мы на «емле?

ќчевидно, что роботизированна€ арми€ - это неизбежность. “олько она хранит в себе и определенную долю опасности.  ак € уже говорил в своих прошлых материалах, мы надел€ем роботов супервидением, суперслухом и суперчувствительностью. «акладыва€ алгоритмы анализа данных и выработки решений мы даем нашим железным помощникам толику примитивного разума. ѕараллельно с этим сейчас идут опыты с повторением человеческого мозга в электронном виде.


¬ середине сент€бр€ 2003 года прошла новость о том, что американска€ компани€ Artificial Development закончила работу над первым функциональным блоком крупнейшей нейронной сети в мире, именуемой C—ortex. ѕомимо этого мы имеем подобные новости из ’ельсинского университета и компании Mitsubishi. »зучением возможности создани€ нейронных моделей человеческого мозга также длительное врем€ занимались и в рамках SPAWAR в период 1987 - 1996 гг.


»скусственный интеллект в варианте компании Artificial Development - это суперкомпьютер состо€щий из п€тисот €чеек, в качестве каждой из которых используютс€ двухпроцессорные функциональные блоки. ќбща€ перативна€ пам€ть измер€етс€ 1,5 терабайтами, а физическа€ равна 80 “б. —уперкомпьютер позвол€ет эмулировать 20 миллиардов нейронов человеческого мозга.


» вот в чем парадокс, создава€ дл€ роботов зрение, мы сделали суперзрение в диапазонах которые нам не подвластны, слух - суперслух, чувствительность - суперчувствительность, мозг - %-) ¬от, в принципе и все, о чем € хотел сказать в этой статье.


 лючевые слова:
соревновани€ DARPA
университета
компьютера
человеческого
управлени€
Driving
Robot
ќгайо
автомобили
компании
Development
Artificial
–оботы дл€ людей
ќбзоры роботов
робот
робототехника


¬ернутьс€ в рубрику:

ќбзоры роботов

¬озможно ¬ас заинтересует:

–оботы вместо людей
–оботы вместо людей



≈сли вы хотите видеть на нашем сайте больше статей то кликните ѕоделитьс€ в социальных сет€х! —пасибо!
—мотрите также:

ќбратите внимание полезна€ информаци€.