02.06.2005, 14:25
Автор: Илья Шпаньков
Хирургическое лечение катаракты.
Свой путь в человеческое общество человекоподобные "умные" машины начали
еще в двадцатых годах прошлого века с легкой руки писателя Карела Чапека, а
теоретическую базу для их существования и правила взаимодействия со своим
создателем развили многочисленные фантасты во главе с Айзеком Азимовым.
С развитием технологий появилась и целая отрасль - роботостроение.
Но это были, скажем так, неправильные роботы. Устрашающего вида промышленные
станки с компьютерным управлением никак не укладывались в наше
представление о подобном человеку механическом существе, выполняющем самые
сложные и опасные задания и оберегающем нас, родимых, от всяческих напастей.
К концу века немногие верили, что человекоподобные роботы когда-нибудь сойдут
с книжных страниц. Напрасно. Как только появилась техническая возможность, это
немедленно произошло, а их основная задача - помощь человеку - оказалась не
просто одной из возможных, а главной и единственной.
Выставка World EXPO AICHI-2005 в Японии буквально переполнена роботами, причем это не
просто забавные, но бесполезные экспонаты. Нет, они выполняют вполне
реальные задачи, тем самым показывая свою готовность к "самостоятельной" жизни.
Одна из главных функций механических созданий на выставке - помогать
посетителям не заблудиться среди многочисленных экспозиций, раскинувшихся на
территории в несколько квадратных километров. В японских павильонах входящих
встречает с улыбкой робот-администратор Actroid, принявший облик миловидной
девушки в желто-зеленой униформе. Предложив свою помощь, механическая красавица
спешит сообщить свой секрет: я - андроид. В зависимости от того, на каком языке
посетитель произнес слово "здравствуйте", механическая девушка автоматически
подбирает один из четырех языков общения - английский, японский, китайский или
корейский.
Робот разработан специально для выставки японскими компаниями Kokoro Co. и
Advanced Media, и одним из главных своих достижений авторы считают внешнее
сходство андроида с живыми людьми. Это достигается с помощью кожного
покрова из специального силикона, применяемого в медицине, а также благодаря
сложной пневматической системе управления "мышцами", которая придает
особенную плавность движениям.
В самих залах посетители могут обращаться за помощью к другому
представителю механического семейства - это робот-администратор Wakamaru, разработанный в компании
Mitsubishi. Он не только сможет подсказать интересующую информацию, но и в
состоянии проводить посетителя к нужному стенду.
На самом деле это не новая модель: первый выход "в люди" Wakamaru сделал еще
два года назад. Тогда это был первый робот, сравнимый по размерам с
человеком. Его участие в World EXPO AICHI-2005
не столько презентация уникальной разработки, сколько пример ее
применения в реальных условиях.
Возможности робота, работающего под управлением встроенной операционной
системы Linux, не ограничиваются функциями гида: благодаря беспроводному доступу
в интернет, Wakamaru может сообщать о последних новостях своему хозяину,
работать в качестве передвижной камеры наблюдения, передавая изображение,
например, на мобильный телефон, выполнять функции сиделки для пожилых людей и
маленьких детей, и многое другое. При критическом снижении емкости батарей робот
самостоятельно подключается к сети для подзарядки, поэтому разработчики
гарантируют его круглосуточную готовность к выполнению поставленных задач.
Аналогичного помощника представила компания Hitachi,
продемонстрировав двух близнецов Emiew по
имени Pal и Chum. Конструктивно они выглядят гибридом "человекообразного"
механического существа и новомодного транспортного средства Segway. При высоте
около 130 сантиметров и весе в 70 кг, устройства способны перемещаться со
скоростью до 6 км/ч, что позволяет использовать их в качестве сопровождения для
пожилых людей или детей. Также роботы способны распознавать хозяина по голосу и
вести простейшие диалоги. Разработчики пока не уточняют дату выхода серийных
моделей и можно ожидать, что к тому моменту функциональность роботов будет
значительно расширена.
Наше тревожное время вносит свои коррективы и в эволюцию
роботов. В целях обеспечения лучшей безопасности, в дополнение к 3000
полицейских и 1000 охранников на выставке работают восемь роботов со
специфическими функциями. Разработанные компаниями Sohgo Security Services Co. и
Tmsuk Co., полутораметровые роботы под кодовыми именами Mujiro и Ligurio способны передвигаться со скоростью до 7 км/ч, обнаруживать с
помощью микроволновых сенсоров опасные предметы на расстоянии до 50 метров и
транспортировать их в безопасное место. Кроме того, устройства снабжены
датчиками огня и дыма, позволяющими заблаговременно обнаруживать очаги и
сообщать о них специальным службам. Днем роботы служат экспонатами, а ночью
осуществляют патрулирование территории выставки.
Зная о патологической страсти японцев к чистоте, трудно было представить, что
подобное мероприятие обойдется без демонстрации соответствующих
роботов. Главный японский производитель пылесосов, компания Matsushita
Electric Works, представил сразу несколько моделей с различными
функциональными свойствами. Кибердворник SuiPPi
поддерживает чистоту на тротуарах выставки, весь день раскатывая по территории
выставки.
Аналогичную задачу выполняет и его аналог - T1, а RS1 предназначен для сбора мусорных контейнеров.
Не менее благородным целям служит и другое творение этой компании -
больничный робот HOSPI. Впервые
представленный широкой публике два года назад в виде прототипа, сегодня этот
автономный робот уже проходит трудовую практику в госпитале Sakaki в Окаяме,
став незаменимым помощником для медперсонала и пациентов кардиологического
отделения.
Кроме развоза медикаментов по палатам, робот выполняет и
массу других мелких поручений: доставляет в нужный кабинет медицинские карты и
рентгеновские снимки, служит справочной системой для пациентов, встречает
посетителей и выдает полную информацию о состоянии здоровья их родственников и
многое другое. Естественно, все это делается в автономном режиме без какого-либо
дистанционного управления.
Но наибольший интерес у посетителей вызывают роботы, способные стать
ежедневным спутником человека, помогающим скрасить одиночество пожилого человека
или способным присмотреть за ребенком, став его механическим питомцем. Компания
Toshiba представила две модели своего персонального робота - ApriAlpha_v3 (по
прозвищу "острое ухо") и ApriAttenda. ApriAlpha_v3 (на снимке - тот, что
поменьше) оборудован шестью микрофонами, благодаря которым он способен выделять
голос хозяина из массы окружающих звуков, а также осуществлять одновременный
диалог с несколькими собеседниками. Например, он может во время разговора с
одним человеком ответить на приветствие вновь вошедшего и после этого продолжить
прерванную беседу.
ApriAttenda при контакте со своим владельцем полагается не на слух, а на
визуальный контакт. При прогулках по улице робот следует за хозяином на
некотором расстоянии, отслеживая его по характерным движениям и цветовой гамме
одежды. При кратковременной потере визуального контакта механический спутник
способен опознавать среди других людей своего владельца, а если это не удается -
пытается привлечь его внимание звуковыми сигналами. По замыслу разработчиков,
робот может оказаться полезным в походах за покупками: машина
проводит хозяина и поможет ему донести сумки.
Робот PePeRo, разработанный в
компании NEC, слишком мал, чтобы ходить за хозяином по улице, но в домашних
условиях он неплохо справляется с функциями няни. Робот способен развлечь
ребенка интересными играми, может читать несложные тексты, а также различать
своего хозяина по голосу среди других детей. Также кроме развлекательных функций
PePeRo способен и к выполнению более серьезных задач: благодаря встроенному
мобильному телефону ребенок может связываться с родителями или сообщать в
специальные службы о каких-нибудь неприятностях.
Как видите, ожидать подвоха от подобных созданий нет причин: они вполне
миролюбивы и всеми силами стараются доказать свою полезность людям. Мне кажется,
остается лишь одна опасность - того, что роботы окажутся человечнее самих людей.
Не придется ли нам учиться у них состраданию и способности заботиться о
ближнем?
Автор: Илья Шпаньков.
|