≈вропейцы вариант робота WALL•E

09.07.2009, 10:40



≈вропейцы создали дедушку симпат€ги WALL•E
“есты нового робота пока ещЄ в значительной степени €вл€ютс€ представлени€ми. –оль ведущего выполн€ет один из учЄных, создававших машину, главна€ роль Ц за роботом-мусорщиком, а прохожие ещЄ и €вл€ютс€ участниками действи€ (фото Fulvio Paolocci/GlobalPost).
≈вропейцы вариант робота WALL•E

„то дешевле — нан€ть дл€ уборки мусора несколько человек или потратить почти три миллиона евро на разработку робота, который будет выполн€ть ту же работу бесплатно (вернее — за несколько киловатт-часов электричества из розетки)? ѕодозреваем, что однозначного ответа не существует. Ќо, во вс€ком случае, беспилотна€ уборка интереснее.

ћаленький италь€нский городок ѕеччиоли (Peccioli) возник в VIII веке. ≈го узенькие и извилистые улочки, покрытые булыжником, нависающие над тротуарами старинные здани€ и обилие пешеходных зон — идеальна€ площадка дл€ испытаний новых роботов-мусорщиков.

Ёти аппараты придуманы, в первую очередь, именно дл€ работы в таких местах, где обычной уборочной технике (даже коммунальным микрокарам с навесным оборудованием) не развернутьс€, а уж грузовикам-мусоровозам и вовсе не протиснутьс€.

ѕеччиоли лежит в сельской местности среди холмов “осканы. Ётот тихий городок италь€нцы выбрали в качестве полигона дл€ своего передового проекта (фотографии DustBot, Fulvio Paolocci/GlobalPost).


ѕеччиоли лежит в сельской местности среди холмов “осканы. Ётот тихий городок италь€нцы выбрали в качестве полигона дл€ своего передового проекта (фотографии DustBot, Fulvio Paolocci/GlobalPost).

ј поскольку похожих городков с тесными историческими центрами в старушке ≈вропе полным-полно, неудивительно, что именно тут был реализован масштабный проект DustBot по отработке технологий робототехнической уборки и вывоза мусора.

¬ затее, в значительной мере финансируемой ≈вропейской комиссией (European Commission), принимают участие специалисты из »талии, »спании, Ѕритании, Ўвейцарии и Ўвеции, но ведуща€ роль тут принадлежит исследовател€м из ¬ысшей школы св€той јнны (Scuola Superiore Sant'Anna), расположенной в ѕизе.

ќсновна€ команда разработчиков и их детища (фотографии Massimo Brega, DustBot).


ќсновна€ команда разработчиков и их детища (фотографии Massimo Brega, DustBot).

¬ рамках проекта учЄные и инженеры построили трЄх роботов. ѕервый Ц DustClean Ц это автономна€ уборочна€ машина, снабжЄнна€ вращающимис€ щЄтками и пылесосом.

ќна способна очищать улицы и площади, путешеству€ по заданному маршруту. DustClean обучена объезжать преп€тстви€ и останавливатьс€ перед пешеходами. ¬ общем Ц перед нами нечто вроде хорошо отъевшегос€ и поумневшего робота-пылесоса, привычного дл€ многих уже домов и квартир.

DustClean за работой. Ѕумажки машине подкидывали, конечно, намеренно (фотографии DustBot).
DustClean за работой. Ѕумажки машине подкидывали, конечно, намеренно (фотографии DustBot).

Ќо куда любопытнее второй тип робота Ц DustCart (таких построена пара штук). √л€д€ на него, нельз€ не вспомнить оба€тельного WALL•E, запихивающего мусор в свой живот.

» пусть у DustCart рук нет, по назначению и функционалу этот бот очень похож на мульт€шного геро€ Ц европейский дедушка WALL•E призван забирать мусор у клиентов и отвозить его на захоронение или переработку.

DustCart, питающийс€, к слову, от литиевых батарей, по сути представл€ет собой миниатюрный автономный мусоровоз, умеющий прокладывать маршрут по электронной карте и не врезатьс€ в фонарные столбы (фотографии DustBot, Massimo Brega).
DustCart, питающийс€, к слову, от литиевых батарей, по сути представл€ет собой миниатюрный автономный мусоровоз, умеющий прокладывать маршрут по электронной карте и не врезатьс€ в фонарные столбы (фотографии DustBot, Massimo Brega).

≈здит DustCart на двух колЄсах. » использует он известную нам Segway Robotic Mobility Platform, а попросту — основу от американского самобалансирующего скутера.

Ќа уличных тестах (а пробные демонстрации прошли не только в ѕеччиоли) зелЄный DustCart отдувалс€ за двоих, а его синий собрат, как правило, демонстрировал публике внутренности. » только на фотосессии в помещении инженеры частично "раздели" и зелЄного робота (фотографии DustBot, Massimo Brega).
Ќа уличных тестах (а пробные демонстрации прошли не только в ѕеччиоли) зелЄный DustCart отдувалс€ за двоих, а его синий собрат, как правило, демонстрировал публике внутренности. » только на фотосессии в помещении инженеры частично "раздели" и зелЄного робота (фотографии DustBot, Massimo Brega).

ƒл€ ориентации в городе у DustCart имеетс€ целый набор средств. ќн обладает картой местности и способен св€зыватьс€ с беспроводными передатчиками, подключающими его к центральной системе контрол€. –обот умеет уточн€ть свои координаты по ультразвуковым ма€кам, и наконец, он оснащЄн набором сенсоров, позвол€ющих ему не натыкатьс€ на пешеходов и объезжать, к примеру, припаркованные автомобили.

 роме того, на перекрЄстках и вдоль улиц в районе действи€ DustCart размещаютс€ камеры, передающие картинку на центральный пост. Ќет, люд€м не об€зательно командовать машиной по шагам. Ќо в перспективе, когда таких аппаратов на улицах будет не один дес€ток, контроль за их работой и местом расположени€ окажетс€ нелишним.

¬ каком бы городе ни проходила презентаци€ проекта, авторы роботов устраивали два пункта Ц "гараж", или док-станцию (прообраз будущих станций дл€ таких машин, где они могли бы зар€жатьс€), и пункт наблюдени€. Ќу и ещЄ места дл€ сбора мусора и точки его отправки (условные квартиры клиентов) (фотографии DustBot).
¬ каком бы городе ни проходила презентаци€ проекта, авторы роботов устраивали два пункта Ц "гараж", или док-станцию (прообраз будущих станций дл€ таких машин, где они могли бы зар€жатьс€), и пункт наблюдени€. Ќу и ещЄ места дл€ сбора мусора и точки его отправки (условные квартиры клиентов) (фотографии DustBot).

—ценарий применени€ DustCart таков. „еловек, желающий выбросить мусор, вызывает робота по телефону. “от прибывает в указанную точку.

 лиент через контактный экран вводит свой персональный идентификационный номер. Ёто возможность на будущее, позвол€юща€ сделать такую систему платной, а ещЄ Ц выбирать разные маршруты транспортировки.

Ќо главное — человек указывает тип мусора: органические отходы, стекло, пластик или бумага/картон.

јлло, заберите мусор! ¬ роли клиента Ц исследователь ћарко Ћеттере (Marco Lettere) (фотографии Massimo Brega, Fulvio Paolocci/GlobalPost, DustBot).
јлло, заберите мусор! ¬ роли клиента Ц исследователь ћарко Ћеттере (Marco Lettere) (фотографии Massimo Brega, Fulvio Paolocci/GlobalPost, DustBot).

ƒалее пользователь системы кладЄт мешок с мусором в открывающийс€ живот робота и машина, "проглотив" эту ношу, укатывает к пункту сортировки или переработки отходов, где и выгружает мешок.

¬ыгрузка происходит практически "под ноги". » если в тестах это были просто заранее указанные на карте площадки, то в перспективе точки сброса могут быть оборудованы автоматическими люками и подземными накопительными системами.

—оздатели машины не говор€т, сколько она может проехать с мусором внутри, прежде чем достигнет пункта сортировки. Ќу а на тестах, пон€тно, всЄ происходило практически в пределах пр€мой видимости (фотографии Fulvio Paolocci/GlobalPost, DustBot).
—оздатели машины не говор€т, сколько она может проехать с мусором внутри, прежде чем достигнет пункта сортировки. Ќу а на тестах, пон€тно, всЄ происходило практически в пределах пр€мой видимости (фотографии Fulvio Paolocci/GlobalPost, DustBot).

 ак видим, проект DustBot апеллирует к сознательности горожан и вновь поднимает тему сортировки отходов, способных стать доходами.

”ж в ѕеччиоли это знают хорошо. «десь имеетс€ передовой мусороперерабатывающий заводик, и потому сбор вторсырь€ с обсуждением важности и доходности этого бизнеса дл€ жителей Ц едва ли не любимое зан€тие.

Ќу, "любимое" — это, пожалуй, сильное преувеличение. Ќо, во вс€ком случае, как сообщает корреспондент GlobalPost ‘ульвио ѕалоччи (Fulvio Paolocci), участникам проекта DustBot, когда они подыскивали площадку дл€ испытаний системы, стоило произнести на собрании жителей ѕеччиоли волшебное слово "мусор", как они тотчас же получили согласие.

јлессандро ћанци (Alessandro Manzi), один из разработчиков роботов, подаЄт тестовые команды с беспроводной клавиатуры. Ёто только проверка, но в принципе проект предусматривает и подачу роботам-мусорщикам команд от оператора на местности, дл€ чего можно было бы использовать беспроводный пульт (фотографии Fulvio Paolocci/GlobalPost, DustBot).
јлессандро ћанци (Alessandro Manzi), один из разработчиков роботов, подаЄт тестовые команды с беспроводной клавиатуры. Ёто только проверка, но в принципе проект предусматривает и подачу роботам-мусорщикам команд от оператора на местности, дл€ чего можно было бы использовать беспроводный пульт (фотографии Fulvio Paolocci/GlobalPost, DustBot).

 омплекс из множества машин DustBot обоих типов, по замыслу авторов системы, принесЄт в коммунальную индустрию второе дыхание. ј дл€ тесных европейских городов окажетс€ спасением. ¬ некотором роде.

¬едь DustCart и DustClean колес€т в таких местах, куда обычной технике не проникнуть. ƒа и на широких улицах, и в просторных дворах их помощь может оказатьс€ нелишней. ∆ители городов, мол, устали от шумных мусоровозов, раскатывающих под окнами по ночам, рассуждают авторы комплекса. ј электрические боты Ц бесшумны.

∆ители ѕеччиоли, наблюдавшие представление, разыгранное дл€ них учЄными, разделились на две части Ц тех, кто высказывал большой скептицизм относительно будущего такой системы, и тех, кто восторгалс€ разработкой (фотографии DustBot).
∆ители ѕеччиоли, наблюдавшие представление, разыгранное дл€ них учЄными, разделились на две части Ц тех, кто высказывал большой скептицизм относительно будущего такой системы, и тех, кто восторгалс€ разработкой (фотографии DustBot).

"ќсновным же преимуществом системы как дл€ коммунальщиков, так и дл€ горожан €вл€етс€ тот факт, что данна€ услуга доступна по требованию", — за€вл€ет координатор проекта DustBot ѕаоло ƒарио (Paolo Dario).

¬ перспективе едина€ система управлени€ должна обрабатывать звонки граждан, рационально распредел€€ вызовы между армией ботов. —нующие между двер€ми домов в тесных улочках и пунктов сбора мусора двухколЄсные машины могут заменить немало рабочих.

ј ещЄ роботы DustBot оснащены сенсорами, определ€ющими содержание в воздухе бензола, оксидов азота, углерода и серы, других вредных соединений, плюс Ц датчиками температуры.

ƒл€ сбора этих сведений может примен€тьс€ всЄ та же централизованна€ система, позвол€юща€ роботам ориентироватьс€ в городе и передавать свои координаты в диспетчерскую.

"‘лот DustCarts может передавать точные данные о воздухе, которым мы дышим, в режиме реального времени", Ц по€сн€ет менеджер проекта DustBot и один из его лидеров Ѕарбара ћаццолаи (<b>Barbara Mazzolai</b>) (фото Fulvio Paolocci/GlobalPost).
"‘лот DustCarts может передавать точные данные о воздухе, которым мы дышим, в режиме реального времени", Ц по€сн€ет менеджер проекта DustBot и один из его лидеров Ѕарбара ћаццолаи (Barbara Mazzolai) (фото Fulvio Paolocci/GlobalPost).

Ћегко представить, что в такую умную сеть можно будет объединить не только роботов-мусорщиков, но и другие машины, готовые выйти на улицы (и по€витьс€ в различных общественных местах типа магазинов и аэропортов).

— роботами-патрульными и пожарными мы уже знакомились, как и с машинами, помогающими делать покупки, — все они были родом из японии.

ѕо идее, умение таких роботов контактировать ещЄ и друг с другом поможет им более толково выполн€ть свои об€занности.

“ест в италь€нском городе ћасса (Massa) (фотографии DustBot).
“ест в италь€нском городе ћасса (Massa) (фотографии DustBot).

» коли заговорили о €понских технологи€х: в феврале нынешнего года в одном из крупных торговых центров в ќсаке прошЄл тест, продемонстрировавший интеграцию европейского мусорщика DustCart в систему Network Robot System (NRS), созданную €понским исследовательским институтом передовых коммуникаций (ATR).

¬ основе NRS — стационарные лазерные сканеры, определ€ющие положение людей на "подшефной" территории, а также беспроводна€ система св€зи, позвол€юща€ подвижным роботам получать данные от этих сканеров, а ещЄ Ц разговаривать между собой.

»спытани€ в ќсаке. ¬ роли напарника DustCart в ходе теста выступал гуманоид Robovie. ћашины выполнили несколько тестовых задач. Ќапример, прохожий обращалс€ к Robovie за помощью, а тот вызывал к себе DustCart (передава€ через сеть собственные координаты), который приезжал на место встречи и отвозил багаж пользовател€ в указанную точку магазина (фотографии DustBot).
»спытани€ в ќсаке. ¬ роли напарника DustCart в ходе теста выступал гуманоид Robovie. ћашины выполнили несколько тестовых задач. Ќапример, прохожий обращалс€ к Robovie за помощью, а тот вызывал к себе DustCart (передава€ через сеть собственные координаты), который приезжал на место встречи и отвозил багаж пользовател€ в указанную точку магазина (фотографии DustBot).

¬ €понских испытани€х принимал участие ещЄ не вполне готовый бот. ј перва€ официальна€ выкатка обоих роботов ("мусоровоза" и "щЄтки") состо€лась в мае в италь€нской ѕонтедере (Pontedera). «атем прошли тесты в ѕеччиоли, а в конце июн€ Ц публична€ демонстраци€ системы в италь€нской ћассе и шведcком ќребро (Örebro). ¬ сент€бре же 2009-го роботы должны приехать в испанский город Ѕильбао. „то дальше?

“ехнологи€ ещЄ нуждаетс€ в доводке, а между тем компании, которые вз€лись бы за серийное производство пары электронных мусорщиков да их внедрение, ещЄ нужно найти.

ћного чего умеет DustClean, но очищать от пыли сам себ€ он не способен (фотографии DustBot).
ћного чего умеет DustClean, но очищать от пыли сам себ€ он не способен (фотографии DustBot).

ѕрототип пока слишком медлителен, чтобы действовать на запруженных толпами улицах.

  тому же не€сно, кто должен нести ответственность, если неисправный бот наедет на человека или повредит что-нибудь. ¬ладельцы из коммунальных компаний и служб или изготовители машины? «аконодательство на этот счЄт пока молчит, сокрушаетс€ ƒарио, подразумева€ в первую очередь родную »талию.

ƒа и в других странах обществу ещЄ предстоит выработать однозначное отношение к тому факту, что вскоре различные роботы могут выйти на улицы городов.

ѕроект DustBot стартовал в декабре 2006 года, а официально завершаетс€ он в конце но€бр€ года нынешнего (фотографии Massimo Brega).
ѕроект DustBot стартовал в декабре 2006 года, а официально завершаетс€ он в конце но€бр€ года нынешнего (фотографии Massimo Brega).

ƒаже в ушедшей (в этом плане) вперЄд —тране восход€щего солнца публичные демонстрации каких-либо новинок роботостроени€ собирают толпы любопытных. ј среди кривых средневековых улочек того же ѕеччиоли подобные боты выгл€д€т и вовсе пришельцами с Ћуны. “ак что потребуетс€ врем€, чтобы люди начали воспринимать такого рода машины как органичную часть городского пейзажа.

»ли мы просто накопим столь большие горы мусора, что нам останетс€ уповать лишь на по€вление насто€щего, уже не анимационного, "избавител€ и спасител€" WALL•E.

»сточник: Membrana.ru

 лючевые слова:
E
DustBot
фотографии
DustCart
робота
Fulvio
Paolocci
GlobalPost
ѕеччиоли
роботов
проекта
мусора
системы
Brega
мусор
машины
Massimo
DustClean
между
городе
координаты
система
проект
сбора
могут
роботы
–обототехнические помощники
робот
робототехника


¬ернутьс€ в рубрику:

–оботы помощники


≈сли вы хотите видеть на нашем сайте больше статей то кликните ѕоделитьс€ в социальных сет€х! —пасибо!
—мотрите также:

ќбратите внимание полезна€ информаци€.