Электронный Чебурашка![]() Игрушка-автомат по команде человека вращает головой и мигает (сверкает) глазами; радостно кричит (пищит), когда перед ней на блюдечко кладут апельсин. Кроме того, Чебурашка умеет считать - он складывает и вычитает числа от 1 до 4 и по команде сообщает результат вычислений с помощью индикаторной лампы, которую держит в руке. ![]() В это же время контакты К2.2 замыкают цепь питания электродвигателя М1, и укрепленная на его валу голова куклы начинает поворачиваться. Чебурашка как бы оглядывается по сторонам после того, как услышал, что его зовут. ![]() Если снова громко произнести слово "Чебурашка" (разумеется, можно произнести и какое-либо другое слово или даже просто хлопнуть в ладоши), то описанный процесс повторится. Посмотрим, что произойдет, если перед Чебурашкой положить на блюдце апельсин (или муляж апельсина, яблока и т. п.). При этом замыкаются контакты SB1.1 и размыкаются SB1.2 (конструкция этой кнопки показана на рис. 1.3). Контакты SB1.2 отключают питание акустического реле и реле времени, a SBI.I замыкают цепь питания генератора на микросхеме DD2, и глаза Чебурашки начинают мигать. Одновременно замыкается цепь питания генератора звуковой частоты с прерывистым звучанием на микросхеме DD1. Этот генератор состоит из двух мультивибраторов. Первый мультивибратор на элементах DDI .1 и DDI .2, генерирующий импульсы с более низкой частотой следования (около 1 Гц), управляет работой второго мультивибратора на элементах DD1.3 и DD1.4, частота колебаний которого около 1000 Гц. Прерывистый сигнал с выхода элемента DD1.4 поступает на транзистор VT4, усиливается и звучит, воспроизводимый динамической головкой громкоговорителя ВА1. Таким образом, Чебурашка как бы кричит (пищит) от радости при виде апельсина и "возбужденно" мигает. Чебурашка умеет считать, правда выполняет он только арифметические действия сложения и вычитания одноразрядных чисел. Выполняются следующие действия: 1+3=4; 4-2=2; 3+1=4; 1+4=5; 4-1=3; 3+2=5; 2+3=5; 3-2=1; 4+1=5; 2+4=6; 3-1=2; 4+2=6.Справа на лицевой панели подставки расположены: два выключателя, используемые для ввода чисел; выключатель, предназначенный для установки вида арифметического действия (сложения или вычитания); кнопка ОТВЕТ. ![]() Принципиальная схема блока счета приведена на рис. 1.4. В исходном состоянии, когда каждый электрод-цифра индикаторной лампы зашунтирован контактами выключателей SAI— SA6 и диодами VD1 - VD24, напряжение источника питания полностью падает на балластных резисторах R1 - R8. Чтобы загорелась, например, цифра 4 в индикаторной лампе, необходимо отключить контакты выключателей SAI (+), SA3 (1), SA5 (3), что соответствует арифметическому действию 1 +3 = 4. Аналогично реализуются и другие арифметические действия. Последовательно с контактами SB2.1 кнопки ОТВЕТ (см. рис. 1.2) соединены контакты К1.2, которые замыкаются при срабатывании акустического реле (когда громко произносят слово "Отвечай"). Таким образом, Чебурашка дает ответ (загорается цифра индикаторной лампы) лишь при одновременном нажатии на кнопку ОТВЕТ и подаче звукового сигнала. При этом кнопка SB'2.2 отключает питание реле времени на транзисторе VT3, предотвращая включение двигателя и генератора мигания во время выполнения куклой арифметических операций. ![]() Двигатель М1 (см. рис. 1.2) находится внутри туловища куклы. Голова Чебурашки укреплена на его валу 1 (рис. 1.5); электропитание к лампам HLI и HL2 подводится с помощью кольцевых контактов 2, по которым скользят металлические щетки 3. В игрушке-автомате использованы следующие детали: микросхемы DD1, DD2 типа К155ЛАЗ; транзисторы VT3, VT5 типа П214Б; транзисторы VT1, VT2, VT4 типа МП42Б; диоды VDI, VD2 типа Д9Е; реле К1, К2 типа РЭС-9 (паспорт РС4.524.203) ; двигатель М1 типа ДСД-60; микрофон ВМ1 типа ДЭМШ-1; громкоговоритель ВА1 типа 0,1-ГДб; диоды VD3- VD12 типа Д226Б; лампы HLI, HL2 типа МН 2,5-0,15; трансформатор Т1 — выходной трансформатор от радиоприемника "Альпинист", "Гиала" и т. п.; сетевой выключатель SAI типа Т 1. Сердечник сетевого трансформатора набран из пластин Ш32 Х 20 мм. Обмотка 1 трансформатора имеет 2750 витков провода ПЭЛ 0,15; обмотка II 120 витков провода ПЭЛ 0,3; обмотка III 65 витков провода ПЭЛ 1,5. В блоке счета игрушки применены диоды типа Д226Б, индикаторная лампа ИН18, выключатели типа Т1; кнопка SB2 типа КМ2-1. Д. М. Комский, Б. М. Игошев |
Хотите видеть на нашем сайте больше статей? Кликните Поделиться в социальных сетях! Спасибо!
Обратите внимание полезная информация.
Робототехника для каждого. 2025г.