≈вро-роботы

28.07.2006, 16:59


„естно сказать, данна€ часть и не планировалась. Ќо две предыдущие привлекли не только интерес со стороны читателей, но и непосредственное внимание команд-участников прошедшего Elrob 2006. ¬ частности, нам написал письмо CEO компании Macroswiss S.A. с просьбой обновить информацию по его компании. ≈стественно, такой возможностью нельз€ было не воспользовалс€, и € пригласил этого интересного и современного человека дать эксклюзивное интервью, на что получил согласие. “акже была прислана документаци€ на самые последние разработки данной компании. “о есть, поговорить у нас есть о чем.

ѕеред тем как начать, € бы хотел обратить ваше внимание вот на что Ч производители роботов на сегодн€ делают действительно очень большое и важное дело. ¬едь Ђтерроризмї, Ђвнешнее насилиеї, Ђаварийные ситуацииї Ч это не только посто€нные фразы с экрана телевизора или новостных лент в интернете. Ёто существует реально. ѕричем уже сейчас дл€ многих слова Ђбезопасностьї и Ђроботыї синонимичны. ќбнаружение людей на завалах, ликвидаци€ взрывчатых веществ, наблюдение за объектами, охрана заданных периметровЕ

 онечно, можно говорить и о военных операци€х, это как аверс и реверс одной монеты. Ќо, например, благодар€ роботам мы сейчас исследуем космос. “о есть, это сравнимо с рассуждени€ми, хорошо ли то, что у нас есть электричество, телевизоры, компьютеры? ѕеред материалом договоримс€ о сокращени€х, которые в мире современной робототехники вы можете встретить без вс€кой расшифровки.

  • UGV Ч Unmanned Ground Vehicle, автономноуправл€емые или беспилотные наземные роботы.
  • UAV Ч беспилотные воздушные машины.

Intro

Macroswiss Spybot (2001)
Macroswiss Spybot (2001)

ѕерва€ UGV в Macroswiss S.A. была создана к 2001-му году, называетс€ Spybot, причем размером она с банку Ђ ока-колыї, а весит всего 300 гp. ¬ 2002-м Spybot был представлен на выставке Sicurezza 2002 в ћилане, управл€лась и отсылала данные по радиосв€зи. Ќужно отметить, что Spybot €вл€етс€ двухколесным механизмом.

Macroswiss Crawler (2003)
Macroswiss Crawler (2003)

”же в 2003-м к выставке DSEi 2003 в Ћондоне Macroswiss S. A. подготовила две новые уникальные модели Crawler и Tankbot. Crawler €вл€лс€ неким продолжением Spybot, превыша€ вес последнего всего на 100 гр, но при этом облада€ большей способностью в преодолении преп€тствий. “о есть, данна€ модель могла двигатьс€ под наклоном в 52 градуса. ѕричем, само решение оказалось достаточно простым Ч к основным двум колесам от Spybot были приспособлены гусеничные механизмы.

Macroswiss Tankbot (2003)
Macroswiss Tankbot (2003)
ј вот Tankbot Ч это уже было нечто новое. —ама движуща€с€ платформа больше напоминает позвоночник, состо€щий из трех позвонков Ч двухколесных модулей. ѕричем и вес у данной машины стал около 6 кг, а длина около 80 см. ћашина смогла развивать скорость 30 км/ч, при этом переносить грузы до 6 кг. —оответственно, напичкать ее можно чем угодно Ч дл€ современных роботоделов это не проблема:).

¬ 2005-м Macroswiss S. A. продолжила свои исследовани€ и основным инноваци€м подверглисьЕ

Spyrobot MK I, MKII и Spyrobot 4WD

Ќоу-хау компании Ч ластовидное flapper колесо
Ќоу-хау компании Ч ластовидное Ђflapperї колесо

ќсновным инноваци€м подверглись колеса! “о, что получилось в итоге, у них называетс€ Ђflapperї, и если переводить не дословно, а передать смысл, то лучше подойдет пон€тие типа Ђластовидныеї. “о есть, поверхность колес состоит из достаточно жестких сильно выступающих элементов. “аким образом существенно повышаетс€ проходимость данных машин в услови€х реального ландшафта, и на иллюстраци€х первых опытов, когда данную технологию произвели применительно к Spybot, эта небольша€ машина могла без особого труда переехать поставленную перед ней под наклоном руку человека. “ак по€вилась миниатюрна€ машина Spyrobot MK I.

Macroswiss Spyrobot MK I
Macroswiss Spyrobot MK I

–езультаты оказались настолько убедительными, что данна€ модель переросла в две новые разработки Spyrobot MK II и Spyrobot 4WD, которые и привезли на Elrob.

Spyrobot MK II Ч это та же двухколесна€ машина, оснащенна€ системой питани€, видеокамерами, способна€ передвигатьс€ со скоростью до 10 км/ч. ћашина весит около 3 кг со всем обеспечением, диаметр колес равен 18 см, длина MK II составл€ет 25 см, ширина Ч 24 см. ѕри этом, к Elrob 2006 был разработан и четырехколесный вариант Ч Spyrobot 4WD, со схожими характеристиками, но большей устойчивостью, системой управлени€ QinetiQ CIP (Common Interface Protocol).

Macroswiss Spyrobot 4WD

—хема Macroswiss Spyrobot 4WD

»менно на эту машину во многом возлагаетс€ будущее. ѕри этом стоит отметить уникальное управление четырьм€ двигател€ми. Ќа самом деле, хот€ мы говорим о четырех независимых колесах, они не могут поворачиватьс€, поскольку реализаци€ поворотных механизмов достаточно трудоемкое и не всегда нужное меропри€тие. 4WD поворачиваетс€ по типу танка, например, если вам нужно повернуть направо, то левое переднее колесо работает со 100% скоростью, переднее правое 75%, заднее правое едет в обратную сторону на 25%, а заднее левое не едет (см. рисунок).

”правление в Macroswiss Spyrobot 4WD Ч работа двигателей в зависимости от позиции джойстика

¬ принципе, данна€ разработка хоть и проста, но, как € успел отметить на изображени€х других четырехколесных роботов от других же производителей, уже примен€емых на практике, и даже достаточно т€желых Ч они поворачивают таким же образом, то есть как танки. Ќу, к продукции Macroswiss S. A. мы еще не раз вернемс€, а теперь пришло врем€ интервьюЕ

»нтервью с Cino Robin Castelli (CEO Macroswiss S.A.)

ƒо того, как мы перейдем непосредственно к фирме Macroswiss S.A., давайте коснемс€ чисто общих вопросов. –оботы прошли долгий путь за последние дес€ть летЕ

ќсновные идеи применени€ автономно-управл€емых наземных машин применительно к военной сфере вы можете прочитать в моей статье.   написанному там, € могу добавить, что рынок UGV на данный момент схож с ситуацией с автономными воздушными системами 15 лет назад Ч сейчас можно наблюдать серьезный рост в этой сфере и большое количество разнообразных UGV-роботов. ќсновное внимание сейчас должно быть сосредоточено на системах, реализуемых в максимально короткие сроки, сроки более быстрые, чем в каких-либо дорогосто€щих изыскани€х. Ёто значит, что мы должны получить несколько простых роботов, которые, в основном, должны быть телеуправл€емыми и иметь определенную долю автономности, но не быть чем-то особенно значимым и самосто€тельным. Ёто очень важно понимать, что UGV не должны на данный момент замен€ть человека или солдата (эти технологии по€в€тс€ через много лет), но об€заны стать неотъемлемой частью как самого процесса поведени€ в различных ситуаци€х, так и обучени€ персонала дл€ устранени€ риска повреждений (нарушений дееспособности) либо смертельных исходов. Ёто и есть основа принадлежности данных систем, соответственно нужно в первую очередь обеспечить надежное и точное дистанционное управление, если возможно на очень больших рассто€ни€х. ¬се должно быть рассчитано на долгое врем€ работы и приспособлено дл€ определенных условий окружающей среды, природного ландшафта или городской местности. √лавные приоритеты на сегодн€ Ч хороша€ св€зь и возможность оперироватьс€ с другими схожими системами Ч UGV, UAV, в качестве части единой св€зки јвтономных ћашин (или же в виде рассредоточенных сенсоров). ѕока несколько американских исследователей и институтов типа DARPA инвестируют очень много средств и усилий в автономию, интересы с европейской стороны јтлантики больше сосредоточены на системах, которые могут решать проблемы насущные дл€ реальных сценариев, что с уровнем современных технологий подразумевает, прежде всего, телеуправл€емые системы.

¬ы были на Elrob 2006. Ќе могли бы кратко ввести наших читателей в курс событи€, как именно вы его видите?  акие основные цели были у Ўвейцарских команд в данном меропри€тии?

Elrob было первым реальным событием в ≈вропе, освещающим венные UGV. ќно стало некоторым мостом между пользовательскими предвкушени€ми и существующими технологи€ми, которые могут позволить или предоставить современна€ промышленность, потребители и разработчики. ¬ рамках единого меропри€ти€ можно было увидеть существующих роботов в реальных мисси€х, причем в очень короткий срок все могли пон€ть нынешние реалии в рамках соревнований между предпри€ти€ми и сообществами разработчиков. Ђ¬ краткие срокиї Ч это ключевое пон€тие дл€ Elrob, причем така€ постановка вопроса начиналась еще в 2004 году в Ѕонне, в рамках NATO Workshop "Multi-Robot Systems in the military domain" IST-032 - RTG =14, где определ€лись типовые сценарии дл€ европейских систем UGV. я приложил резюме к этому документу (€ был его соавтором), где показаны основные сценарии. ÷ели команды Macroswiss были прежде всего в представлении наших роботов и возможностей компании дл€ потребительского сообщества, и в тоже врем€, хотелось увидеть, как наши UGV выгл€д€т по сравнению с другими участниками в соревновательном режиме.   тому же было интересно посмотреть на другие UGV существующие на рынке, выбрать с каким из университетов мы сможем сотрудничать в дальнейших разработках. я не могу сказать многого о цел€х второй швейцарской команды (EPFL Ч это машина SamarTer, прим. авт.) и рекомендую обратитьс€ к ним через страницу https://www.elrob2006.org.

 акие выгоды вы получили дл€ вашего бизнеса, прин€в участие в Elrob, а ранее на выставках Sicurezza 2002 в ћилане и DSEi 2003 в Ћондоне?

–ынок оборонной промышленности подразумевает долгосрочные деловые перспективы, и такие меропри€ти€ €вл€ютс€ важными дл€ работы компании. —лед€ за каждой крупной выставкой, мы набираемс€ опытом, создаем длительные деловые контакты. Ѕлагодар€ самой природе данного рынка (тендеры и подобные процессы), самым важным эффектом от участи€ в крупнейших меропри€ти€х €вл€етс€ возможность встретитьс€ напр€мую с лидерами проектов различных военных организаций, показать им свою продукцию.

 ака€ сама€ сложна€ проблема, с которой столкнулась ваша команда (компани€) в последнее врем€?

—амые большие трудности мы имели со Spyrobot, который потребовал достаточно длительной разработки, стартовавшей в 2002-м. Ќа проработку платформенного дизайна, его отладку ушло много времени. ƒругие модули роботов, конечно, были также сложны в разработке (например, системы св€зи), но, в пропорциональном исчислении, наименее проблемными оказались реализаци€ самого движени€, амортизаци€ и изолирующие свойства платформы.

 акие наиболее перспективные сферы практических исследований дл€ систем ближайшего будущего вы видите на сегодн€? я думаю, что основные усили€ в течение ближайших лет будут направлены на возможность сетевых взаимодействий между различными системами UGV, а также между UGV и UAV.

–асскажите нам немного о вашей компании Macroswiss S.A. Е

Ќаша основна€ цель в Macroswiss Ч разработка, создание и производство современных дистанционно управл€емых видеоплатформ дл€ военных организаций и госучреждений.  омпани€ была основана в 1999 году и летом 2001-го открыла R&D в городе Ѕалерна (Ўвейцари€) с целью создани€ самых маленьких и легких, но функциональных продуктов на рынке практической робототехники. Ѕизнес-концепци€ была задумана самой командой профессионалов, котора€ решила прорабатывать новые варианты коммерческого использовани€ только что изобретенных технологий. ѕервым продуктом стал глубоководный подводный робот, который позвол€л вести наблюдение на глубине 2000 метров. ѕосле этого основатели компании рассмотрели различные существующие рыночные перспективы и технологии, которые позвол€ют разрабатывать новые продукты. ќни вычислили несколько сегментов, где наш сервис может оказатьс€ полезным. Macroswiss S.A. также может разрабатывать любые платформы под желани€ заказчиков с использованием любых современных технологий.

Spyrobot MKII и Spyrobot 4WD Ч это действительно очень интересные UGV. Ёти машины или их предшественники уже используютс€ в реальных военных, полицейских или спасательных операци€х?

Spyrobot 4WD только в первый раз был представлен на Elrob, а MK II уже была продана военным заказчикам, но подробную информацию € раскрывать не могу, она закрыта.

»нтересно, а сколько сейчас сто€т Spyrobot MKII, Tankbot и Spyrobot 4WD?

ћы сейчас в основном ориентируемс€ на Spyrobot 4WD, который скоро должен выйти в продажу. ÷ена зависит от типа контроллера, нагрузки и других характеристик. ≈сли грубо указать пор€док цен, то это что-то в диапазоне 12 500-15 000 евро за один готовый комплект (без нагрузки Ч имеетс€ в виду без дополнительных спецустройств, прим авт.).

Ќу а если говорить не о чисто военных, но также коммерческих вариантах приложени€ вашей продукции. ћогут ли они быть охранниками, например? ¬ теории?

ќхрана некоторого периметра - достаточно хороша€ иде€ в потенциале. ƒругие варианты Ч обнаружитель взрывчатки, инспекци€ определенных точек с безопасной дистанции. ћы работаем над новым модулем и надеемс€ представить его к концу года. ≈го основные сферы использовани€ Ч военна€ и полицейска€, а также тактическа€ разведка в услови€х городской местности.

—лышали ли вы о новых системах питани€ на метаноловых картриджах? ¬ основном они разрабатывались как замена аккумул€торов дл€ обмундировани€ военных.  ак вы думаете, эти системы применимы к роботам? », кстати, очень интересно именно ваше видение в области современных систем питани€Е

јбсолютно точно, что да! ћы осведомлены о топливных системах питани€ EFOY, которые применимы дл€ обеспечени€ длительных операций. я думаю, что эти технологии станут широко использоватьс€ дл€ UGV. Ќо единственна€ проблема, которую € вижу с применением метаноловых систем Ч это высокие температуры. ѕредставьте, что черный робот расположен под пр€мым воздействием солнечных лучейЕ это не лучший вариант дл€ применени€ метанола.

 акие материалы вы используете в своих роботах?

Ќаши роботы, главным образом, созданы из высокоплотного найлона, который не может служить преп€тствием дл€ радиосв€зи, причем обеспечивает жесткость корпуса и его элементов, водонепроницаемость и легкий вес.

Ќесколько слов о QinetiQ CIP (Common Interface Protocol)Е

ѕротокол QinetiQ CIP (Common Interface Protocol) позвол€ет отдельным независимым устройствам и сабсистемам работать совместно, а управление ими производитс€ с помощью схожих систем управлени€ и команд из одной архитектуры. Ёто похоже на то, что многие роботы имеют один €зык управлени€.   тому же, с использованием CIP один робот может управл€тьс€ консолью, запрограммированной дл€ другого. CIP €вл€етс€ частью проекта JAUS (Joint Architecture for Unmanned Systems), который используетс€ в армии —Ўј.

ј вообще реально ли на Tankbot (или Spyrobot 4WD) поставить современное вооружение и вашу систему прицеливани€ Guncam?

Tankbot Ч это экспериментальна€ платформа, и над ней мы сейчас не работаем. ј вооружение Spyrobot 4WD Ч это вопрос только коммерческой целесообразности.

¬ завершение

ƒумаетс€, что данное интервью достаточно много про€сн€ет, особенно разницу в подходах к современным роботам со стороны —Ўј, и со стороны ≈вропы. ѕричем повальной роботизации подвергнутс€ не только военные, но и полицейские, пожарные, таможенные службы и охрана. ¬ р€де случаев так уже и есть.

»сточник: 3dnews.com


 лючевые слова:
≈вро-роботы
ќбзор выставок роботов
робот
робототехника




≈сли вы хотите видеть на нашем сайте больше статей то кликните ѕоделитьс€ в социальных сет€х! —пасибо!
—мотрите также:

ќбратите внимание полезна€ информаци€.