Ћучша€ половина человечества проиграла машине в сЄги

14.10.2010, 14:48
»сточник: www.membrana.ru




¬первые в официальном сост€зании по €понским шахматам компьютер преодолел сопротивление игрока номер один среди женщин. Ёто прорыв после 35-летней эволюции программ дл€ сЄги. –анее машины праздновали победы лишь над любител€ми, а в неофициальных встречах и над некоторыми из профи, но с гандикапом дл€ компьютера. “еперь борьба пошла на равных. —Єги (Shogi) Ч это очень древн€€, давно обособивша€с€ ветвь шахмат. ƒо сих пор искусственный интеллект не мог сравнитьс€ в мастерстве с лучшими игроками по сЄги в мире. ѕотому встреча, состо€вша€с€ в университете “окио (University of Tokyo) 11 окт€бр€, вполне может считатьс€ знаковой. ћесто было выбрано не случайно: именно “окийский вуз совместно с университетом электрических коммуникаций (UEC ) создал софт-победитель под названием Akara 2010. ј выступала против компьютера обладательница титула ќсЄ (Osho) среди женщин »тиЄ —имидзу (Ichiyo Shimizu), выигрывавша€ официальные турниры 45 раз (и это рекорд дл€ дам).

“елекомпани€ NHK сообщает, что машина агрессивно преследовала —имидзу с самого начала. «а суммарные шесть часов и три минуты хронометража (по три часа с хвостиком выдел€лось на ходы каждому игроку), а также 86 ходов кремниевый интеллект обставил чемпионку.

–анее мы подробно рассказывали о важнейших вехах в противосто€нии машинного разума и человека в шахматах, шашках и го. “ак вот, пожалуй, только го может поспорить с сЄги в сложности. ќб этом говорит даже им€ новой суперпрограммы. Akara Ч это буддистский термин дл€ 10224, числа, которое более-менее близко к общему количеству всех возможных партий в сЄги (10226). ƒл€ сравнени€: в шахматах возможных партий наберЄтс€ "лишь" 10123. ќтсюда и разнообразие тактики и стратегии, которые программистам следовало как-то упаковать в сухие алгоритмы. —трого говор€, Akara 2010 Ц это даже не одна программа. Ёто надстройка, котора€ выбирает следующий ход из предложенных четырьм€ независимыми программами-игроками в сЄги. ¬ыбор осуществл€етс€ простым большинством голосов. ≈сли две софтинки выдали один ход, а мнени€ двух других систем разошлись Ч очевидно, какую фигуру следует двинуть машинному игроку. ≈сли мнени€ всех четырЄх программ расход€тс€, видимо, ход делает та, что считаетс€ самой совершенной на данный момент, но точных объ€снений на этот счЄт нет.

¬се составные части "јкары" были запущены на сети из 170 компьютеров. “олько так можно было получить должную дл€ сражени€ с "топ-вумен" скорость вычислений. “акже стоит отметить, что создава€ объединЄнную систему и совершенству€ еЄ отдельные блоки, учЄные и инженеры проанализировали 50 тыс€ч матчей ведущих игроков-людей. „етыре программы, влившиес€ в "јкару", Ч это Gekisashi, GPS Shogi, YSS и Bonanza. ¬се они были разработаны в разные годы независимыми специалистами и учЄными из университета “окио.

ѕодобные программы (Computer shogi) развиваютс€ много лет, и четыре нынешних ингредиента €вл€ют собой самые выдающиес€ образчики. “ак, Gekisashi выиграла чемпионат мира 2010 года среди программ по сЄги. ј вот Bonanza интересна другим моментом. –овно п€ть лет назад японска€ ассоциаци€ сЄги (Japan Shogi Association) наложила запрет на матчи профессиональных игроков против компьютеров без специального разрешени€. Ёто было сделано, чтобы сохранить достоинство профи и воспреп€тствовать составлению рейтингов компьютеров вкупе с профессионалами, дабы дистанцироватьс€ от коммерческой составл€ющей развити€ софта сЄги (а такие программы сейчас ещЄ и бизнес).

ѕоследний раз с соизволени€ ассоциации компьютер сыграл против одного из ведущих игроков в сЄги Ч јкиры ¬атанабэ (Akira Watanabe) Ч в 2007 году. ћастер победил. ѕроигравшей оказалась как раз программа Bonanza, что совсем не умал€ет еЄ достоинств, учитыва€ уровень соперника. ѕроанализировав матч, јкира заметил, что мог и проиграть, если бы машина выбрала оборонительную стратегию перед самым эндшпилем, но она решила атаковать. ¬атанабэ тогда признал, что программы сЄги достаточно хороши, чтобы противосто€ть профессионалам. Ќо позднее чемпион сделал прогноз, что ещЄ дес€тилетие всЄ-таки сможет побеждать любую программу.

“еперь набравшиес€ ума машины сделали серьЄзную за€вку Ч победили лучшего игрока среди женщин. јссоциаци€ сЄги намерена провести углублЄнный анализ этого матча до того, как решить Ч позволить ли компьютеру бросить вызов лучшим игрокам-мужчинам, обладающим более высоким рейтингом, чем —имидзу. ¬сЄ может быть, ведь »тиЄ дала высокую оценку возможност€м Akara 2010. "ѕрограмма не делала эксцентричных ходов, и на середине партии € чувствовала, будто играю против человека. я расстроена проигрышем, но € уважаю людей, которые прин€ли участие в разработке программного обеспечени€, Ч передаЄт слова €понки Mainichi Daily News. Ч я надеюсь, что люди и компьютеры станут сильнее в будущем благодар€ дружеской конкуренции". ”миротвор€ющие речи —имидзу, конечно, дань восточной тактичности. „емпионка призналась, что жаждет реванша.

 лючевые слова:
программы
Bonanza
Akara
компьютер
интеллект
женщины
игроки
человек
машины
шахматы
“окио
»скусственный интеллект
робот
робототехника


¬ернутьс€ в рубрику:

»скусственный интеллект


≈сли вы хотите видеть на нашем сайте больше статей то кликните ѕоделитьс€ в социальных сет€х! —пасибо!
—мотрите также:

ќбратите внимание полезна€ информаци€.