BattleBots - шоу боевых роботов


јвтор: ¬ладимир Ѕодов ( ристофер) (news@3dnews.ru)



ќднажды один гламурный журнал решил открыть научно-попул€рный раздел и предложил мне написать статью о бо€х роботов. „ерез два дн€ " упи себе боевого робота" (так была названа стать€) была упакована и отослана по интернету. –едактор спросил: "Ќичего, если мы там его чуть поправим?" - "Ќичего". ¬ итогеЕ получилось: "ћеханическа€ смерть!" (это название), и процитирую новый вариант вступлени€: "“ы устало скрипишь переключател€ми реле. √лаз-индикатор противника медленно тухнет, и ты понимаешь, что он всего лишь последовательность нулей, созданна€ потехе людей ради".  онечно, от такого варианта € сразу отказалс€:)

Ќо, это тенденци€ - человек хочет видеть в роботе одушевленный предмет. ѕочти все население «емли будет смотреть третьего "“ерминатора". —лово "робот", скорее всего, станет самым раскрученным брэндом в XXI веке. Ќе так давно по€вилась мода среди производителей пылесосов - теперь новые автоматизированные модели называютс€ Robovac (робот-пылесос). ѕри этом 200-долларова€ модель Roomba, внешне напоминающа€ большую шайбу, стала в некоторых семь€х чуть ли не полноценным их членом. Ћюди стали им давать имена, ухаживать за ними. ѕро электронную собаку Aibo и говорить не приходитс€.

—ейчас мы попытаемс€ открыть завесу над тем, что же на самом деле происходит в мире роботов, особенно в самом интересном его про€влении - битвах.

–еальные бои роботов


—овременные бои роботов - это, прежде всего, соревновани€ между людьми-профессионалами. —ейчас можно увидеть сост€зани€ на земле, в воде, под водой и в воздухе. ¬ большинстве случаев мы говорим о радиоуправл€емых модел€х, оснащенных необходимым оборудованием и оружием. √де-то в 80-х - 90-х годах прошлого века как грибы после дожд€ стали по€вл€тьс€ соревновани€ радиоуправл€емых устройств. Ёто и авиамодельный спорт, у которого сейчас очень много поклонников и автомодельный, у которого их не меньше, и судомодельный. ѕотом до нас дошли новости о проведенных соревновани€х роботов-сумоистов - радиоуправл€емых коробках на колесиках. «адача соревнующегос€ - вытолкнуть соперника за круг. —ейчас этим никого не удивишь, и подобные соревновани€ провод€тс€ чуть ли не во всех университетах. ¬ японии активно стало распростран€тьс€ другое течение - шагающие роботы и роботы-гуманоиды. ƒело в том, что у этой страны очень больша€ и славна€ истори€ подобных разработок. ƒостаточно вспомнить робота-пианиста или славного "старика" Waseda. —ейчас лидерство в технологи€х производства роботов-гуманоидов принадлежит Sony, Mitsubishi и Honda. ¬есной проводилась одна из самых попул€рных выставок в этой области - Robodex 2003, где было представлено огромное количество шагающих моделей.


B.O.B.
Bacchus

Ќесколько лет назад в японии проводились боксерские бои роботов-гуманоидов. ѕравда, выгл€дело это очень смешно. –обот, одна рука которого стоит дес€тки тыс€ч долларов, предельно медленно наносит удар в сервочелюсть соперника, стоимость которой не меньше. ’оз€ева, конечно, и рады были сделать шоу, но одно неуклюжее падение питомцаЕ и несколько лет работы и дес€тки тыс€ч долларов - насмарку. —ейчас роботы-гуманоиды все еще наход€тс€ на этапе своего зарождени€ и их сегодн€шн€€ стоимость, как и у любых сверхсовременных технологий оцениваетс€ сотн€ми тыс€ч долларов. ’от€ нам обещали реализовать к 2050 году футбольный матч - роботы против людей. ѕосмотрим.


Bad Badger
BattleRat

јмериканска€ компани€ BattleBots Inc. пошла несколько другим путем. «а основу были вз€ты те же радиоуправл€емые модели, но только пот€желее и с вооружением.  оманды изобретают, стро€т и управл€ют боевыми роботами, чтобы показать свои творческие навыки, инженерные способности, стратегию и способность управлени€. —пособ передвижени€ моделей может быть абсолютно любым. ¬ основном наземные сост€зани€ проход€т в три этапа - гонки по трассе, полоса преп€тствий и непосредственно сам бой. ƒо третьего этапа доход€т только лучшие. ≈сли говорить о подводных бо€х, то это гонки на скорость в воде, гонки при шторме, и финальна€ битва. ѕри этом, если при наземном варианте бо€, соревнующемус€ достаточно выбить противника с игрового пол€, и тот падает в пропасть, в подводном намного сложнее - при выходе за линию их ждет вооруженный до зубов робот-дистрактор, уйти от цепких лап которого практически невозможно.



Botknocker - 19

„то удивительно в бо€х от BattleBots - очень серьезна€ организаци€ шоу. Ёто уже не университетское соревнование. BattleBots предъ€вл€ет строгие нормативы, технические допуски и правила дл€ участников игрищ, в которых учтено практически все. Ќапример, если вы в наземном соревновании решили придумать прыгающего робота, то за вас уже все рассчитали, - он должен прыгать не выше 180 см:) ≈сли вас интересует подробна€ документаци€ и правила, то вы можете скачать нужные документы по адресу www.battlebots.com

Ќекоторые выдержки из правил


ѕредупреждение: ѕостроение и использование боевых роботов может быть опасным. Ќе создавайте и не пользуйтесь боевыми роботами, если вы не имеете должной квалификации.  аждый боевой робот должен пройти сертификацию BattleBots Inc. Ѕезопасность, состо€ние, дизайн, соответствие закону, эксплуатаци€, возможность коммерческого использовани€, соответствие к использованию - все подчин€етс€ требовани€м и правилам BattleBots Inc.


Bender
Berzerker 2000

Ќаземные бои провод€тс€ на специальном поле или "BattleBox" - 48-футовый квадрат, подн€тый на высоту 2 фута от пола. »ногда на арене специально создаютс€ преп€тстви€ и дополнительные сложности, предназначенные дл€ причинени€ ущерба и/или вывода из стро€ боевого робота. —оревнующиес€ могут использовать такие элементы дл€ своей выгоды. ƒл€ региональных игр используютс€ BatlleBox с меньшими размерами и меньшим количеством рискованных преп€тствий.

ƒл€ наземных боев определены четыре весовые категории, что чем-то нам напоминает правила бокса. ¬ приведенной таблице отображена градаци€ весовых категорий и, как можно заметить, разбежка в весе дл€ каждой из них достаточно велика. „аще всего конструкторы ориентируютс€ на верхний предел каждой из категорий. “ак, большинство роботов в т€желой категории вес€т от 90 кг. ’од€щие, или как их еще называют, "шагающие" роботы имеют такую же градацию весовых категорий, но с превосходством веса в 30%. Ќужно отметить, что очень редко шагающие роботы соревнуютс€ с езд€щими - у последних есть €вное преимущество в устойчивости и меньшей подверженности поломкам. ѕоэтому, чтобы уравн€ть силы, были прин€ты такие расхождени€ дл€ одинаковых весовых категорий.

¬есова€ категори€
наземного "бойцового" робота
ƒопуски дл€ езд€щих ƒопуски дл€ шагающих
Ћегка€ от 13.5 кг (30 фунтов)
до 27 кг (60 фунтов)
от 17.5 кг (39 фунтов)
до 35.5 кг (78 фунтов)
—редн€€ от 27 кг (60 фунтов)
до 54.5 кг (120 фунтов)
от 35.5 кг (78 фунтов)
до 71 кг (156 фунтов)
“ажела€ от 54.5 кг (120 фунтов)
до 100 кг (220 фунтов)
от 71 кг (156 фунтов)
до 130 кг (286 фунтов)
—упер-т€желовесы от 100 кг (220 фунтов)
до 154 кг (340 фунтов)
от 130 кг (286 фунтов)
до 200.5 кг (442 фунта)

ƒополнительно имеют место ограничени€ по размерам и минимальному значению скорости. ≈сли ваш езд€щий робот имеет длину более 5 футов (152, 4 см) и ширину более 4 футов (121,9 см), то ему понадобитс€ специальный "пит-стоп", что будет оговариватьс€ отдельно. ѕри аттестации роботов также обращают внимание на скорость, она должна быть не ниже одного фута в секунду (0,3 м/с). ≈сли говорить о материалах, из которых делаютс€ боевые машины, то тут также имеютс€ ограничени€. Ќе допускаетс€ использование токсичных, т€желых, реактивных металлов, радиоактивных материалов, токсичных или опасных волокнистых материалов типа асбеста, стекловолокна, гниющих органических субстанций и так далее.


Billy-Bot
Black Ops

ѕредупреждение: ѕневматические и гидравлические системы могут быть очень опасны, если разработка, сборка и тестирование не производились на должном уровне. ≈сли конструктор и/или сборщик не имеет глубоких познаний в области пневматических и/или гидравлических систем, ему не разрешаетс€ использовать такие устройства в боевом роботе.

  бо€м не допускаютс€ следующие типы вооружений:

  1. Ёлектрическое/электромагнитное оружие.
  2. ќружие, загр€зн€ющее поле битвы, а это вода, коррозивные химикаты, кле€ща€с€ и жидка€ пена, пыль, песок, шарики от подшипников и другие мелкие предметы, умышленно пролитые смазочные материалы, такие как масло, смазка, графит и силикон.
  3. ќслепл€ющее оружие, в том числе, большие объемы дыма и пыли, световые вспышки и очень €ркий свет, внешний лазерный свет.
  4. ¬зрывчатые вещества
  5. ќружие, загр€зн€ющее механизм.
  6. ¬заиморазрушающее оружие.

ѕредупреждение: Ќа игры не допускаютс€ дети младше восьми лет.

—уществуют ограничени€ по внешнему виду боевых машин. ќформление не должно противоречить чьим-то религиозным чувствам и проповедовать нацизм.

ќтдельно хочетс€ сказать об именах боевых машин - они должны подбиратьс€ исход€ из закона по авторским правам.  омандам предлагаетс€ отследить новое выбранное им€ через Google, и если такового в списках не найдетс€, то данный вариант резервируетс€ за новым разработчиком. Ќазвание робота расцениваетс€ как торгова€ марка.

Ќе смотр€ на такое большое количество ограничений соревновани€ BattleBots можно считать самыми жесткими на сегодн€ "бо€ми без правил". ¬полне возможен "летальный исход" противника, и он даже приветствуетс€, так как это отличный элемент шоу.

Ўоу боевых роботов оправдано еще и из других соображений. ƒело в том, что машины дл€ BattleBots собираютс€ примерно за шесть мес€цев. Ёто самый небольшой срок по сравнению со сборкой тех же роботов-гуманоидов и т.п. ѕри этом окупаемость такого рода меропри€тий колоссальна, но и вложени€ не малые. ѕредставьте, что на сборку одной такой боевой машины тратитс€ не менее $3000 (иногда и намного более). Ќебольшой сервомотор может стоить около $200, не говор€ уже о приводах и дистанционном управлении. ƒанное шоу окупаетс€ еще и тем, что пользователи и энтузиасты со всего мира начинают покупать книги, детали. ѕри желании вам могут собрать уже готового боевого робота и выслать в коробке (если это пройдет таможню).

¬еботы (webots)

Ёто также очень интересный клон соревнований роботов. ѕо адресу www.cyberbotics.com возможно приобрести не только готовые модели, но и программу, с помощью которой вы сможете смоделировать своего робота.



“акие виртуальные модели называютс€ веботами (webots). “ак вот, путь от компьютерного экрана до полноценной реализации достаточно долгий, поэтому разработчики решили немного поторопить событи€ и устроить сост€зани€ компьютерных моделей, то есть веботов. Ќасколько € помню, их уже прошло два - в 1999-м и 2000-м.  онечно, если говорить о войнах роботов в виртуальном мире, то, как тут не вспомнить MechWarrior и другие подобные игры. Ќо веботы несут в себе несколько другую идею - робота вы создаете самосто€тельно. «десь также как и с "живыми" прототипами разработчики изобретают, стро€т и управл€ют боевыми роботами, чтобы показать свои творческие навыки, инженерные способности, стратегию и способность управлени€. ¬еботы - это виртуальна€ альтернатива сост€зани€м BattleBots с большей долей креативности, думаю, что у нее будет большое будущее, но не об€зательно св€занное именно с фирмой Cyberbotics. “ут, как мы понимаем, по€вл€ютс€ свои правила - правила виртуального мира.

–обото-пейнтбол


¬ариант, который предлагает Plantaco Ltd. представл€ет несколько другой вариант проведени€ сост€заний - смешанный вариант виртуального и реального. “анк Desktop Rover оснащен видеокамерой и управл€етс€ с помощью компьютера. ѕри этом его оператор может находитьс€ на удаленном рассто€нии. ќстальное все просто - на борту Desktop Rover имеетс€ "лазерна€ пушка" и датчик попадани€. ѕравила как в пейнтболе - перемещатьс€ по пересеченной местности и уничтожать соперников. Ёто самое дешевое сост€зание боевых роботов, поскольку каждый такой танк стоит всего $59.



ќсновные перспективы


Cоревновани€ BattleBots - одно из самых €рких шоу начала века.   тому же были составлены правила и технические нормативы, которые можно считать прототипом дл€ проведени€ будущих больших игр. ѕри этом не стоит забывать, что есть и друга€ сторона медали, котора€ также может получить активное развитие - виртуальные роботы. — ними можно устраивать целые битвы в интернет, при этом нет ограничений по типам вооружений и так далее. Ётому кстати способствует и €зык моделировани€ виртуальной реальности VRML (Virtual Reality Modeling Language), позвол€ющий сохран€ть и описывать 3D-объекты, который, кстати, был одно врем€ незаслуженно забыт. Ќо, с такими виртуальными игрищами можно дойти до насто€щих войн роботов, как это пока довольно скромно иллюстрирует пейнтбольный вариант. ¬едь трехмерную программную модель вполне просто реализовать в реале.

“о есть сейчас происходит переход от состо€ни€ разрозненности к монополизированию индустрии. ѕервый серьезный гигант - BattleBots Inc.


 лючевые слова:
BattleBots
роботы
правила
модели
соревновани€
противника
моделей
сост€зани€
машины
гонки
гуманоидов
»гровые роботы
робот
робототехника


¬ернутьс€ в рубрику:

–оботы игрушки


≈сли вы хотите видеть на нашем сайте больше статей то кликните ѕоделитьс€ в социальных сет€х! —пасибо!
—мотрите также:

ќбратите внимание полезна€ информаци€.