Проблемы экологии у электросамокатов и экотранспорта

0
870

Электросамокаты, рекламируемые как городской транспорт с нулевым выбросом углерода, наводняют улицы городов по всему миру. Но насколько они экологичны? Этот вопрос пока остается открытым. Разбираемся в ситуации и рассказываем, в чем проблема этого вида транспорта.

Сколько людей и как используют самокаты?

Компании — от транснациональных корпораций до местных стартапов, распространяющие электросамокаты, настаивают на том, что двухколесные транспортные средства являются благом для окружающей среды и помогают сдерживать глобальное потепление.

«Bird основан с целью помочь создать более чистый и гостеприимный мир», — такие слова есть на веб-сайте сервиса проката электросамокатов, один из мировых лидеров в этой области. «Скутеры сокращают использование транспортных средств и уменьшают интенсивность движения на дорогах, — также говорится в сообщении. — Они помогают уменьшить загрязнение окружающей среды и улучшить качество воздуха».

Скутеры, для которых не требуются стыковочные порты, могут передвигаться от двери до двери, позволяя владельцам избегать напряженных поисков парковочных мест и при этом пользоваться транспортным средством с нулевым уровнем выбросов.

На бумаге у электросамокатов потенциал главного катализатора для радикального сокращения городского автомобильного трафика. По данным Национального института статистики и экономических исследований INSEE, 70% поездок между домом и работой во Франции составляют 5 км или меньше.

Микромобильность элекросамокатов может закрыть потребности во всех пассажирских поездках на расстояние менее 8километров. Кстати, именно на такое расстояние приходится от 50 до 60% поездок на автомобиле или городском транспорте в Китае, Европейском Союзе и Соединенных Штатах. К такому выводу пришли эксперты консалтинговой фирмы McKinsey в своем новом отчете. Он посвящен потенциалу электросамокатов в качестве экологической замене обычным автомобилям.

По данным Национальной ассоциации городских транспортных властей, в США еще в 2018 году зарегистрировано более 40 млн поездок на общих самокатах.

Lime, крупный игрок на рынке электросамокатов, финансируемый Uber и материнской компанией Alphabet, обнаружил, что примерно каждая третья поездка на нем в 26 городах по всему миру заменяет поездку на автомобиле.

В России электросамокатами пользуется все больше людей. Стоянки есть не только в Москве и Петербурге, но и регионах. По аналогу с Uber приложение для заказа такси «Ситимобил» добавило на свои карты и прокат электросамокатов.

Владельцы самокатов зарабатывают миллиарды, городские жители чувствуют, что помогаю экологии, используя модные двухколесные средства передвижения. В выигрыше все. Или нет?

Что не так с электросамокатами?

Согласно оценкам, благодаря переходу на электросамокаты в общей сложности предотвращено 6 220 метрических тонн выбросов углерода за последние два года.

Но соответствуют ли электросамокаты всей этой шумихе?

Что касается заявлений Lime, опрос, проведенный исследовательской группой 6t из 4 500 жителей Парижа, Лиона и Марселя, показал, что только 19% использовали скутеры, чтобы добраться на работу или в школу. Среди них — более 40% — приезжие из других городов.

Без доступа к электросамокатам 44% респондентов заявили, что они бы ходили пешком, 12% сказали, что ездили бы на велосипеде, а 30% использовали бы общественный транспорт. Автомобили респондентами практически не упоминались. Кроме того, в результате опроса выяснилось, что более 40% людей используют электросамокаты в развлекательных целях. Но, по крайней мере, это способствует более смешанному использованию такого вида транспорта, отмечают эксперты. Это позволит привлечь внимание людей к самокатам и побудить их отказаться от автомобилей.

Кроме того, что на деле не так уж много людей пользуются двухколесными средствами передвижения в качестве альтернативы автомобилю, есть еще одна проблема. Существует большая неопределенность по поводу срока службы общих электросамокатов. Он зависит от оборудования и интенсивности использования.

И, да, это ключевой вопрос, потому что их срок службы — важная часть того, что определяет их воздействие на окружающую среду. Ученые не первый год говорят, что лучший способ повлиять помочь планете — сократить потребление.

«Сегодня невозможно сказать, являются ли электронные скутеры хорошими или вредными для окружающей среды, потому что у нас нет долгосрочной статистики жизненных циклов этих транспортных средств», — объясняет Денис Бенита, транспортный инженер компании Ademe.

Одно исследование из Луисвилля, штат Кентукки, показало, что средняя продолжительность жизни общественного самоката составляет 28 дней. Другие эксперты заявляют, что их срок пользования составляет около трех месяцев.

Этого явно недостаточно, чтобы назвать их экологически устойчивым или как минимум нейтральным видом транспорта.

Как решаются проблемы?

Однако компании пытаются сделать самокаты более надежными и, следовательно, более полезными для окружающей среды

Международное энергетическое агентство заявляет, что 24% выбросов углекислого газа приходится на транспорт, а в прошлом году исследование Университета штата Северная Каролина показало, что в течение всего срока службы электронные скутеры производят больше выбросов на пассажиро-километр, чем автобусы.

Уэйн Тинг, исполнительный директор Lime заявил, что последнее поколение электронных самокатов его фирмы гораздо лучше предыдущего поколения и срок их службы существенно вырос.

«Электросамокат сегодня служит вдвое дольше, чем когда мы впервые приехали во Францию ​​в июне 2018 года», — сказал AFP представитель Lime France. Компания также заявила, что перерабатывает все оборудование: «каждая деталь, вплоть до последнего винта, используется повторно», — объясняет представитель компании.

Беннет Шленкер, глава Bird France, отметил, что у них был схожий путь. Однако они многому научились и стараются сделать самокаты более экологиным видом транспорта. Он отметил, что за счет объединения деталей от двигателей компания планирует продлить срок их службы на два года. Как отметили в Bird, компания стремится сделать поездки на их электросамокатах углеродно-нейтральными за счет сокращения выбросов и меньших затрат на производство.

Еще одна проблема с электросамокатами — использование батарей.

Рынок электрических скутеров и мотоциклов, который, по данным Markets & Research, к 2025 году может составить 14 млрд долларов, в основном перешел на литий-ионные (Li-ion) батареи, которые легче и служат дольше, чем другие типы. Однако такой тип батарей не назовешь беспроблемным. Использование лития это всегда экологический риск — начиная с добычи металла и заканчивая токсичными отходами. Однако представители Lime заявили, что недавно начали сотрудничать с компанией, которая будет утилизировать 70% использованных в самокатах батарей.

Источник: роботы с сайта hightech.fm

(Visited 70 times, 1 visits today)