Никто не знает, что такое информация!
На перемене перед уроком информатики Вася Кук подошёл к своим
одноклассникам:
Ребята! У меня есть информация!
Что у тебя есть?  переспросила Катя Пушкова.
Я же говорю  информация.
Где же она у тебя?
Вот,  и Вася достал из портфеля листок бумаги, на
котором почерком директора школы была написана записка.
Какая же это информация? Это записка Андрея Петровича!
А вы прочитайте.
Ребята прочитали хором:
Ребята! Завтра в наш город приезжают гости, школьники из Омска. Они
будут у нас в школе и придут в ваш класс на урок информатики.
Андрей Петрович
Да, новость интересная! Но почему ты, Вася, назвал её
информацией?
А как же! Это ведь сообщение для нас.
Тогда у меня тоже есть информация. Вот, пожалуйста: завтра днём
температура воздуха будет от 10 до 12 градусов мороза. Так по
телевизору передавали.
А вот вчера хоккеисты Динамо победили
Спартак. Это информация или не информация?
Конечно, информация. Всякие сведения это информация.
Да? А что же такое сведения?
Этот коварный вопрос Катя задала Васе Куку, начавшему разговор. Кук
задумался.
Сведения
гм
ну, это информация.
Катя засмеялась:
Сам запутался. Давайте лучше спросим нашего учителя
информатики. И как только прозвенел звонок, Катя подняла руку:
Сан Саныч! Мы хотели узнать, что такое информация? Но у нас
получилось, что информация  это сведения, а
сведения  это информация. Заколдованный круг
какой-то!
Ничего удивительного. Вы задали сложный вопрос. Дело в том, что
нельзя дать определение информации, то есть закончить предложение,
начатое словами Информацией называется
.
Чтобы это понять, попробуйте объяснить мне, например, что здесь
нарисовано:
Это дом!
Из каких фигур составлен этот рисунок?
Из прямоугольников и треугольников.
Верно! А из чего состоят треугольники и прямоугольники?
Из линий.
А из чего состоят линии?
Из точек.
А что такое точка? Трудный вопрос, правда? Такой же трудный,
как вопрос об информации.
А вот ещё пример. Объясните, что такое предложение?
Это несколько слов, объединённых общим смыслом.
Не совсем точное, но для нашей задачи подходящее определение. А
что такое слово?
Это несколько букв, написанных в правильном порядке.
А что такое буква?
Это тоже трудный вопрос!
Вы заметили, что при объяснении сложного понятия используют более
простые понятия?
Так объяснение сложной фигуры (рисунок домика) сделано с помощью более
простых фигур: прямоугольников и треугольников. Те, в свою очередь,
определяются через линии, а линии  через точки.
Объяснение предложения сведено к словам, а слов  к буквам.
В конце цепочки объяснений оказываются такие понятия, которые
объяснить через более простые уже нельзя.
Такой основной, самой простой вещью, которую невозможно свести к
чему-нибудь более простому, является точка, буква и
информация!
Из точек строятся линии, из букв  слова, а из
информации  сообщения, которые наполняют мир вокруг нас.
Ребята помолчали, обдумывая трудные мысли Сан Саныча, а Вася, не
слишком довольный объяснениями, спросил:
Так все же, что такое информация? Как правильно ответить на
этот вопрос?
Можно сказать, что информация это сведения, если слово
сведения вам понятно лучше. Это, пожалуй, самое короткое
пояснение, хотя, как говорилось, оно не является определением.
Информация  она и есть информация!
Какую информацию изучает информатика
Гена сказал, что завтра днём температура воздуха будет от 10 до
12 градусов мороза. Может быть, для кого-то это информация,
но не для меня! Я ведь тоже слышал прогноз погоды,
высказал новые сомнения вредный Кук.
Сан Саныч ответил так.
Для информатики не важен смысл сообщения, его новизна.
Информатика это наука, которая изучает способы передачи,
хранения и алгоритмы обработки информации. Смысл сообщения, его
новизну и полезность изучают другие науки, например,
криминалистика наука о раскрытии преступлений.
Информатик, посмотрев на два сообщения:
В Африке живут крокодилы.
#%#%,$,$$.$$(*.$#$@$$,.%*%*.#~@#$%$$$,#%#@@~~%$@$!
скажет, что второе содержит в два раза больше информации, чем первое.
Второе сообщение, действительно, содержит в два раза больше знаков.
Для его записи потребовалось в два раза больше места на листке бумаги.
Для передачи его по проводам потребуется в два раза больше времени,
ровно, как и для подсчета числа символов в нем.
Информатика не смущает, что второе сообщение полная
белиберда, чепуха, не имеющая никакого смысла, а первое может
оказаться полезным для малыша.
Информатика как мощный трактор поле будет вспахано
одинаково вне зависимости от того, что потом на нем вырастет: рожь,
пшеница или васильки.
-
Объясните, что такое информация.
-
Что изучает наука информатика?
-
Что обычно называют словом информация в обычной жизни? А
что обозначает этим словом наука информатика?
-
Является ли информацией сообщение:
Два умножить на два равно пяти.
-
Ниже приведены два сообщения. Какое из них содержит больше информации
с точки зрения информатики?
Гейзеры  это горячие источники.
#$%^&*<>` \/|#%=--= #@$#^&^$@ %@%$@% ^R#$@$% #^&^$#%%$ #^%$%$#$# &&^$$$&$ &^%&^%$
-
Почему нельзя дать определение информации?
-
Для каких понятий не существуют определения? Приведите примеры.
Вариант 1
-
Для выполнения каких действий следует нажимать на клавиатуре клавиши
Enter, Bs, Caps Lock? Запишите
свои ответы в тетради и снабдите описания рисунками клавиш.
-
Какое из двух сообщений содержит меньше информации с точки зрения
человека? А с позиций информатики? Почему?
Семью восемь пятьдесят шесть.
|
Приведите примеры двух сообщений, таких, чтобы первое сообщение
содержало для человека больше информации, чем второе, а с позиций
информатики, наоборот.
Вариант 2
-
Какими устройствами вы пользуетесь для передачи информации домашнему
компьютеру?
-
Какие устройства использует ваш домашний компьютер для передачи
информации человеку?
Вариант 3
-
Как вы думаете, почему на уроках информатики изучается компьютер?
-
Придумайте алгоритм обработки информации. Попросите ребят в классе
обработать по этому алгоритму предложенную вами информацию.
|