Первое знакомство
Слово компьютер, сегодня известно любому
малышу! Вот он компьютер на картинке: системный блок, монитор,
клавиатура и мышка. Это чудо техники можно увидеть на работе у папы
или мамы. Может быть, компьютер есть у вас дома. И, вероятно,
компьютеры работают у вас в школе!
Вероятно, вам известно еще одно название компьютера ЭВМ (электронно-вычислительная
машина).
Итак, основные части компьютера это: системный блок, монитор,
клавиатура и мышка.
Это монитор. Монитор похож на
экран телевизора. Он показывает тексты, рисунки. Когда мы играем, то
видим на мониторе героя и управляем им при помощи клавиатуры и мыши.
Это клавиатура. На ней много
клавиш с буквами, цифрами и другими знаками. Клавиатуру удобно
использовать для набора текста. Среди других клавиш, на клавиатуре
есть клавиши со стрелками они часто используются в
компьютерных играх для управления персонажами.
Это мышка. Когда мышь перемещается
по коврику, ее движение повторяет специальный указатель в виде
стрелочки на экране монитора.
Это системный блок. В нем
находятся управляющие и запоминающие устройства. На лицевой панели
системного блока есть кнопка включения компьютера и щели для магнитных
и лазерных дисков. На таких дисках хранятся тексты, картинки, музыка,
фильмы, игры, учебные пособия, энциклопедии, а также инструменты,
помогающие работать на компьютере.
Часто компьютер комплектуется системой воспроизведения
звука звуковыми колонками.
Микрофон и наушники тоже можно подсоединить к компьютеру.
Сканер позволяет копировать тексты и рисунки.
Принтер, наоборот, печатает на бумаге различные изображения и тексты с
экрана монитора.
Любителям компьютерных игр хорошо знакомо устройство управления под
названием джойстик.
Видеокамеру тоже можно подключить к компьютеру.
К компьютеру можно подключать и другие устройства. Например, станок на
заводе. И тогда производство продукта может происходить без участия
человека.
Техника безопасности
Вы впервые пришли в кабинет информатики. Он очень похож на обычный
школьный класс, но отличие сразу бросается в глаза: на каждом столе
стоит компьютер. С сегодняшнего дня вы будете учиться работать с ним.
Хочется верить, что компьютер станет вашим добрым помощником.
Чтобы помощник был добрым и красивым, надо к нему внимательно
относиться. Компьютер не переносит грязи. Пыль, которая всегда бывает
в неубранном классе, оседает на поверхности машины, проникает внутрь и
выводит из строя точные электромеханические устройства, портит
электронные схемы.
Поэтому первое требование, которое надо соблюдать в кабинете
информатики чистота.

Нельзя приходить в грязной обуви и одежде. Почистите ваши пиджаки и
портфели, прежде чем войдёте в класс.

Вы не успели пообедать на перемене перед уроком информатики? Лучше
потерпите, но не приносите с собою хлеб, орешки, конфеты, семечки.
Крошки навредят компьютеру больше, чем пыль. Если они попадут между
клавишами, их не так легко оттуда извлечь.

Жвачка, какой бы вкусной она вам ни казалась, категорически запрещена
каждому, кто сидит рядом с компьютером.

Направляясь на урок информатики, взгляните на ваши руки. Этими руками
вы сейчас будете набирать сообщения машине. И если под ногтями у вас
грязно, если ваши пальцы испачканные и сальные, то такими
же грязными станут клавиши вашего компьютера. А ведь за этой
клавиатурой будут работать и ваши учителя, и товарищи из другого
класса! Подумайте о них, подумайте о том, что ваши грязные руки
испачкают, состарят и просто выведут из строя школьные ЭВМ.

Второе важнейшее требование в кабинете информатики
дисциплина. Ни одну клавишу (даже после того, когда вы узнаете, что
они означают!) нельзя нажимать без разрешения учителя. Конечно, если
вы нажмёте клавишу, взрыва и пожара не будет. Но если машина
подготовлена к уроку, а вы, не предупредив учителя, решили
побаловаться с клавиатурой, то, вероятнее всего, подготовленный материал
будет испорчен.

Особое предупреждение: никогда не нажимайте кнопку отключения
компьютера от электрической сети. Это может привести к потере
работоспособности компьютера. На восстановление уйдет много часов.

Компьютеры работают от электрической сети, напряжение которой опасно
для жизни. Будьте осторожны! Не трогайте провода, которые подведены к
компьютеру.

Нажимая клавиши на клавиатуре, не прилагайте больших усилий. Компьютер
поймёт вас и при самом нежном прикосновении. Помните, что, барабаня по
клавиатуре, вы быстро выведете её из строя.
Так же нежно нужно относиться к мышке и другим устройствам,
подключаемым к компьютеру.

Не трогайте экран монитора даже чистыми пальцами на нем
все равно останутся следы.
Правила поведения в кабинете информатики не слишком сложны. Но
соблюдать их нужно очень строго. Будучи внимательными к своим машинам,
вы многому научитесь, много интересного увидите на экранах.
Компьютерные термины
На уроках вы узнаете много новых слов, которые станут для вас
привычными. Сегодня вы прочитали про монитор, клавиатуру, мышку,
системный блок. Увидели на картинках (а может быть дома или в классе)
звуковые колонки, наушники, микрофон, сканер, принтер, джойстик,
видеокамеру устройства, которые можно подключать к
компьютеру.
Вот еще один термин, который будет встречаться в этой книге.
Объект
Этим словом в научной литературе часто называют предметы и явления.
Объектом изучения сегодня на уроке стал компьютер.
Мы будем много работать с объектами на экране монитора (экранные объекты). Обычно это картинки,
на которых изображены кнопки, значки, прямоугольные области.
Термин объект очень удобен: им можно заменять несколько слов сразу.
Можно говорить: на экране мы видим три объекта
вместо того чтобы длинно перечислять: на экране находятся
две нарисованных кнопки и одна прямоугольная область с текстом
внутри.
Приемы работы с книгой
Начальная страница книги выглядит так:
Работая с книгой, вам придется часто нажимать экранные
кнопки. Для того, чтобы выбрать урок, можно подвести экранный
указатель-стрелочку к экранному объекту с нужным номером, нажать и
сразу отпустить левую мышиную кнопку:
Нажатие мышиной кнопки в то время, когда экранный указатель находится
над экранным объектом, называется щелчком по этому экранному объекту.
Войти в раздел книги можно и при помощи щелчка по нужной строчке в
оглавлении:
Для перехода к оглавлению книги, можно нажать кнопку с домиком
(идем домой!):
Такая кнопка расположена в конце каждого раздела книги.
-
Назовите основные части компьютера.
-
Для чего предназначен монитор?
-
Для чего предназначена клавиатура?
-
Для чего предназначена мышка?
-
Для чего предназначен системный блок?
-
Назовите дополнительные устройства, которые можно подключать к
компьютеру.
-
Что такое экранный объект? Приведите примеры.
-
Как выполнить мышиный щелчок по экранному объекту?
-
Почему в кабинете информатики так важна чистота?
-
Почему в кабинете информатики необходимо соблюдать дисциплину?
-
Какие правила поведения в школьном кабинете информатики связаны с тем,
что компьютер это электрический прибор? Чем опасно
нарушение правил техники безопасности в кабинете информатики?
-
Почему нельзя нажимать кнопку выключения компьютера?
-
Внимательно прочитайте рассказ. Какие правила техники
безопасности в кабинете информатики успели нарушить Вова Бякин и его
товарищ за несколько минут?
Вова Бякин и Федя Кряков на уроке информатики
Звонок на урок информатики застал Вову Бякина в буфете.
На ходу дожёвывая пирожок и облизывая измазанные повидлом пальцы, Вова
помчался в класс. Урок уже начался, но учитель разрешил запыхавшемуся
Вове войти. Бякин подошёл к своему месту, отряхнул костюм от крошек
и сел.
Хочешь семечек? шёпотом спросил его лучший друг и
сосед по парте Федя Кряков.
Вова проглотил остатки пирожка, подставил ладонь и сказал:
Давай!
Часть семечек просыпалась на пол, и Вова полез под стол доставать их.
При этом ему очень мешали провода от компьютера, так что их пришлось
несколько раз перекладывать с места на место.
Учитель сделал Бякину замечание. Чтобы показать, что он не
бездельничает, Вова стал быстро-быстро стучать по клавиатуре, нажимая
разные клавиши. А Федя стал водить мышкой и нажимать на ней кнопки.
-
Как войти в нужный раздел книги?
-
Как перейти из раздела к оглавлению книги?
Вариант 1
-
Составьте список устройств, которые входят в состав компьютера.
Разделите их на две части: основные и дополнительные. Для каждого
устройства напишите кратко его назначение.
Вариант 2
-
Опишите компьютер, который стоит у вас дома. Какие устройства входят в
его состав? Для каждого устройства напишите кратко его назначение.
-
Какую работу выполняет компьютер у вас дома? Кто на нем работает?
Вариант 3
-
Напишите свой рассказ о ребятах, которые нарушили правила безопасной
работы в компьютерном классе.
-
Составьте список устройств, подключаемых к компьютеру, о которых не
было сказано на страницах книги. Для каждого устройства напишите
кратко его назначение.
-
Напишите рассказ о том, зачем нужны компьютеры и как человек
использует их в своей деятельности.
|