|
Условный план занятий
Урок |
№ |
План |
2 |
1 |
-
Проверка ДЗ.
-
Конференция. Ответы на вопросы Читального зала. Учитель дополняет
ответы своими комментариями, в основе которых лежит учительский раздел
книги.
-
Задание на дом.
-
Лекция 3.
-
Практикум 2.
|
2 |
-
Проверка ДЗ.
-
Конференция. Решение заданий Практикума и ответы на вопросы Практикума.
-
Конференция. Решение задач, подобных задачам зачетного класса.
-
Задание на дом: Читальный зал и Практикум (Редактор строки, без
Обработчика) урока 3, ответы на вопросы по этим разделам).
-
Зачетный класс 2.
|
Информатика это абстрактная наука
Информатика это абстрактная наука, такая же как
математика. В этом смысле информатика в чистом виде не
имеет отношения к реальной жизни.
Так же как математика не изучает исчисление рублей, кроликов и груш,
так и информатика не изучает обработку ведомостей на зарплату,
частотный анализ слов в книге Золотой теленок и способы
работы с текстовым процессором Word. Математика изучает общие правила
работы с числами, а информатика общие правила работы с
информацией.
При этом для математики все равно, что стоит за числами (рубли, кролики
или груши), а для информатики безразличен смысл обрабатываемой
информации. Если информатика создает алгоритм упорядочивания символов
текста по возрастанию их порядковых номеров в кодовой таблице, то этот
алгоритм будет работать и на числовой, и на текстовой информации, и
для кодовой таблицы Windows, и для кодовой таблицы DOS.
Для информатики не важен смысл информации. Значит, эта наука изучает
правила работы с бессмысленными сообщениями?
Ответ положительный. Математика изучает бессмысленные числа. А смысл в
них вкладывает не математика, а прикладные науки, связанные с
математикой: бухгалтерский учет, инженерное проектирование
Информатика изучает бессмысленные сообщения, а смысл в них вкладывают
прикладные науки, связанные с обработкой информации: лингвистика,
криминалистика, журналистика
практически все области
человеческой деятельности.
Одним словом, информатика, как и математика абстрактная
наука. В Читальном зале вместо трудного слова абстрактная
использовано более простое универсальная.
Как получить информацию
Информация поступает к человеку (и животному) через его органы чувств.
Несмотря на попытки некоторых ученых обосновать наличие чувства,
связанного с биоэнергетикой (шестого чувства), оно пока еще всерьез не
рассматривается наукой. Поэтому, считается, что чувств пять: зрение,
слух, вкус, осязание и обоняние. Таким образом, можно говорить об
информации, поступающей через изображение, звук, запах, осязательные и
вкусовые ощущения.
Важной классификацией является разделение визуальной информации на
числовую, текстовую и графическую. Эти виды информации по разному
представляются на компьютерных информационных носителях, а для их
обработки используются существенно отличные алгоритмы. Именно поэтому,
в Читальном зале вводится такое пропедевтическое разделение.
Однако, упражнения, которые предлагаются для закрепления этой темы,
содержат определенные условности, допустимые для первого знакомства с
предметом младшего школьника.
Приведу примеры.
Крокодил Гена
|
Это текстовая информация. Она записана как текст в этой
компьютерной книге.
|
|
Это графическая информация. Она задана картинкой на этой странице.
|
Первый крокодил текст. Он занимает 13 байтов в
компьютерной памяти. Второй картинка. Она хранится на
диске под именем gena.gif и занимает 1940 байт. Визуально оба
эти объекта почти неотличимы.
Является ли следующая запись числовой информацией:
Для человека да, для компьютера нет. Компьютер
прочитает эту запись как текст, затем, если это предусмотрено
программой обработки, выделит числа и запишет их в ячейках памяти так,
как это принято для компьютерной записи чисел.
Ответы на вопросы
-
Приведите примеры текстовой информации.
Ответ.
Один мельник в наследство своим трем сыновьям оставил всего-навсего
мельницу, осла и кота.
|
-
Приведите примеры числовой информации.
Ответ.
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55
|
-
Приведите примеры графической информации.
Ответ.
-
Приведите примеры смешанной информации.
Ответ.
Четные числа это такие числа, которые делятся на 2.
Например, числа 1024 и 5462 четные.
|
-
Назовите 5 органов чувств человека, посредством которых он воспринимает
информацию.
Ответ.
Чувство |
|
Орган чувства |
зрение |
глаза |
слух |
уши |
обоняние |
нос |
вкус |
язык |
осязание |
кожа |
-
Какой вид информации человек воспринимает глазами?
Ответ.
Зрительную (визуальную). К этой информации относятся, тексты, картинки
и числа.
-
Какой вид информации человек воспринимает ушами?
Ответ.
Звуковую информацию. Сообщения по радио, человеческая речь, пение,
голоса животных, шелест ветра, журчание ручейка, другие звуки природы.
-
Какой вид информации человек воспринимает носом?
Ответ.
Информацию, которую содержат запахи. Приятен запах обеда, который
готовит мама. Запах дыма настораживает: не горит ли что-нибудь на
кухне? Запах кофе бодрит. Запах резиновых сапог напоминает о рыбалке,
а запах сена о бабушкиной корове Зорьке в деревне.
-
Какой вид информации человек воспринимает языком?
Ответ.
Вкусовую информацию. Мы легко можем определить на вкус сахар и соль,
хотя на вид они очень похожи. Горький гриб мы не станем
есть скорее всего он ядовитый. А вот сладкая малина нам по
душе! Лимон хоть и кислый, но с сахаром очень вкусный. А перец бывает
горьким его используют как приправу. Хороший шоколад
тоже горчит, но он очень вкусный.
-
Какой вид информации человек воспринимает кожей?
Ответ.
Осязательную информацию. Она поступает к нам при прикосновении к
предметам. Снег холодный, утюг горячий,
диван мягкий, табуретка жесткая.
Ножик острый, а если нет, надо поточить. Земля
сухая надо срочно полить редиску. Глина мокрая, но
недостаточно, надо добавить воды. С закрытыми глазами трогаем мяч, и
понимаем, что он круглый. Какого цвета не знаем, но круглый, это
точно!
-
Приведите примеры, когда одно и то же чувство восприятия
информации для животных дает больше сведений, чем для человека.
Ответ.
У собаки не очень хорошее зрение. Часто бросается она в погоню за
клочком бумаги, думая, что это птичка. Но вот слух и обоняние у нее
отличные! Посетитель только подошел к вашей двери, не нажал еще даже
на кнопку звонка, а собака услышала и бросается в прихожую с громким
лаем. Хорошо известно, как собаки держат след, ориентируясь
на запах. А уж конфетку в школьном портфеле она учует
обязательно и
прощай припрятанная сладость! Для человека слух и
обоняние стоят на втором месте после зрения, а у собаки на
первом.
-
Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:
- примеры по математике
- географическая карта
- письмо
- картина
- радиопередача
- телевизионная передача
- ароматный запах, жёлтый цвет и кислый вкус лимона
- этот учебник
Ответ.
- Примеры по математике это числовая информация, а чаще
смесь чисел и текста (а иногда и рисунков).
- Географическая карта смесь графической, текстовой и
числовой информации.
- Письмо как правило, содержит текст, но могут быть числа
и рисунки.
- Картина это графическая информация. Даже подпись
художника и дата создания выполнены художественным образом. Хотя,
конечно, можно из картины выделить тексты и числа и рассматривать их
как отдельный вид информации. Картина рассказывает о красотах
осеннего леса, подпись сообщает имя художника, а число год
создания произведения.
- Радиопередача это чисто звуковая информация. Героев
передачи нельзя увидеть, потрогать, понюхать, лизнуть.
- Телевизионная передача это изображение плюс звук, то
есть, смесь зрительной и звуковой информации.
- Ароматный запах, жёлтый цвет и кислый вкус лимона
включается нос, глаза и язык! Мы получаем представление о фрукте
через информацию запаха, зрения и вкуса!
- Этот учебник здесь есть тексты, картинки и числа, то
есть, он воспринимается через глаза (визуальная информация). Учебник
не пахнет, его нельзя потрогать (он нарисован на экране), попробовать
на вкус, и он молчит.
-
Что изучает информатика?
Ответ.
Информатика изучает способы хранения, передачи и обработки информации.
-
Почему информатика является универсальной наукой?
Ответ.
Информатика изучает общие законы работы с информацией, независимо от
конкретного содержания. Алгоритмы информатики выводятся один раз, в
общем виде, а потом используются для множества частных случаев.
Например, существует алгоритм нахождения минимального элемента во
множестве элементов. Если такой алгоритм будет работать с числами:
99999 231 249 446 121 227 165 371 272 2866
|
он выдаст результатом число 121.
Алгоритм будет правильно работать с любыми числами, независимо от их
величины, количества и значения (рубли, кролики, груши). Более того,
алгоритм будет работать и с буквами. Для такого набора:
у з п р о п ы ы ф р о л д
|
он выдаст результатом букву д.
Этот алгоритм будет работать и со словами. Для такого набора:
Петя Оля Саша Юра Лида Юля Рома Таня Лина Сережа
|
он выдаст результатом слово Лида.
-
Можно ли назвать универсальной науку, которая учит считать кроликов?
Ответ.
Считать кроликов, конечно, очень полезно, но лучше изучить математику.
Тогда можно считать все, что угодно, а не только ушастых!
-
Можно ли назвать универсальной науку, которая изучает алгоритмы
обработки текста сказки Красная Шапочка?
Ответ.
Ученый муж такой науки похож на человека, который сверлит
железный лист деревянной палочкой, имея под рукой электрическое
сверло.
-
Важен ли для человека смысл информации?
Ответ.
Что за вопрос! Конечно, важен. Мы способны жить только
потому, что умеем получать из мира информацию и осозновать ее смысл.
Другое дело, когда информации очень много или она очень сложная. Тогда
мы заставляем работать на себя компьютер, который, не вникая в смысл,
делает работу по общим законам информатики для нашего конкретного
случая.
-
Нахождение периметра прямоугольника Рома выполняет по следующему
алгоритму:
- Сложи два заданных числа
- Умножь результат на два
|
Ответьте на следующие вопросы:
- Информацию какого вида обрабатывает алгоритм?
- Информация какого вида получается в результате обработки?
- Что обозначают числа, сумма которых вычисляется в первом пункте?
- Будет ли алгоритм работать для квадратов?
- Будет ли работать алгоритм одинаково хорошо для зеленых и красных
прямоугольников? Почему?
- Будет ли этот алгоритм работать для такой задачи:
Известно число помидор, необходимое для заполнения наполовину первого
ящика, и число помидор, необходимое для заполнения наполовину второго
ящика. Найти число помидор, которое необходимо для заполнения доверху
двух ящиков вместе.
- Объясните на примере алгоритма Ромы, почему для информатики не
важен смысл информации, с которой она работает.
Ответ.
- Алгоритм обрабатывает числовую информацию.
- В результате обработки получается число.
- Числа, сумма которых вычисляется в первом пункте для данного
конкретного вычисления, обозначают ширину и высоту прямоугольника.
- Алгоритм работает для любых прямоугольников, в том числе и для
квадратов (прямоугольников с равными сторонами).
- Алгоритм не берет в расчет цвет прямоугольника. Он вообще не
знает, что вычисляет периметр прямоугольника. Он просто работает
с числами, не вникая в то, что эти числа обозначают.
- Этот алгоритм будет работать и для такой задачи:
Известно, число помидор, необходимое для заполнения наполовину первого
ящика, и число помидор, необходимое для заполнения наполовину второго
ящика. Найти число помидор, которое необходимо для заполнения доверху
двух ящиков вместе.
Ведь числовой расчет остается тем же самым.
- Для алгоритма все равно, что обозначают числа, с которыми он
работает, стороны прямоугольника или помидоры. Информатика
универсальная наука и ее алгоритмы универсальны.
-
Валя подсчитывает удвоенное число букв а в сказке про
Красную Шапочку по следующему алгоритму:
- Подсчитай число букв а в тексте
- Умножь результат на два
|
Ответьте на следующие вопросы:
- Информацию какого вида обрабатывает алгоритм?
- Информация какого вида получается в результате обработки?
- Нужен ли другой алгоритм для подсчета удвоенного числа
букв а для сказки про Чиполлино?
- Зависит ли результат вычислений от исходного текста?
- Объясните на примере алгоритма Вали, почему для информатики не
важен смысл информации, с которой она работает.
Ответ.
- Алгоритм обрабатывает текстовую информацию.
- В результате обработки получается числовая информация.
- Для подсчета удвоенного числа букв а в сказке про
Чиполлино другой алгоритм не нужен: будет прекрасно работать тот же
самый.
- Результат вычислений, конечно, зависит от исходного текста. Для
Красной Шапочки и Чиполлино получатся разные ответы.
- Для информатики не важен смысл информации, с которой она работает
потому, что это позволяет строить универсальные алгоритмы.
Ответы на задания практикума
-
Сколько нажатий на клавиши нужно выполнить для набора слова ЛиСа, если использовать клавишу
Caps Lock для переключения регистра?
Ответ.
Придется нажать клавиши 8 раз: четыре клавиши с буквами и четыре
раза клавишу Caps Lock.
-
Сколько нажатий на клавиши нужно выполнить для набора слова ЛиСа, если использовать клавишу
Shift для переключения регистра?
Ответ.
Клавиши придется нажимать 6 раз: четыре клавиши с буквами и два
раза клавишу Shift.
-
Сколько разных клавиш будет нажато при наборе слова Молоко?
Ответ.
Пять разных клавиш: клавиши с буквами м, о,
л, к и клавишу Shift.
-
Сколько нажатий на клавиши нужно выполнить для удаления лишнего
символа в слове Перегнос?
Ответ.
Это зависит от положение текстового курсора. Если курсор
расположен сразу за текстом, то 5 раз: четыре раза нужно нажать
клавишу со стрелкой влево и один раз клавишу Del.
-
Сколько нажатий на клавиши нужно выполнить для удаления лишних
символов в слове Стттол?
Ответ.
Это зависит от положения текстового курсора и алгоритма удаления.
Пусть текстовый курсор расположен сразу за текстом. Тогда самое
короткое удаление лишних символов можно выполнить за 6 нажатий:
сначала 4 раза влево, затем два раза Del.
Ответы на вопросы практикума
-
Как записать в редакторе строки заглавную русскую букву?
Ответ.
Включить режим русских букв, нажать клавишу Shift (если не
установлен режим прописных букв) и, не отпуская ее, клавишу с нужной
русской буквой.
-
Как записать в редакторе строки заглавную латинскую букву?
Ответ.
Включить режим латинских букв, нажать клавишу Shift (если не
установлен режим прописных букв) и, не отпуская ее, клавишу с нужной
латинской буквой.
-
Как записать несколько заглавных букв подряд?
Ответ.
Клавишей Caps Lock установить режим прописных букв, а затем
последовательно нажимать клавиши с нужными буквами.
-
Как удалить последний набранный символ?
Ответ.
Самый удобный способ для этого клавиша Bs,
нажатая вслед за набранным символом.
-
Как удалить символ в середине записи?
Ответ.
Можно установить курсор перед неверным символом и нажать клавишу
Del, а можно установить курсор за неверным символом и нажать
клавишу Bs.
Решения зачетного класса
|