|
Знакомство с компьютером
Подробное знакомство с информационной моделью компьютера предстоит
позже, на станицах книги В мире информации. Сейчас просто
называются основные составные части и рассказывается о правилах
безопасной работы.
Работа с гипертекстом
Сложность первого урока заключена в самой книге. Постепенно книга
всему научит и все объяснит, но с ней надо уметь работать с самого
начала, когда никаких навыков еще нет!
Дети, имеющие компьютер у себя дома, конечно, не будут испытывать
затруднений. Остальным, на первых порах, придется подсказывать.
Этот учебник представляет собой гипертекстовую книгу.
Гипертекст это не большой текст, а текст со ссылками!
Обычный текст имеет линейную структуру. И хотя пользователь может
читать любые его страницы и строчки, листая документ на экране или в
бумажной книге, автор предполагает, что текст читается по порядку.
Сначала первая страница, потом вторая и так далее.
Первый этюд к гипертексту
Некоторое нарушение линейности обычной книги вносят сноски, ссылки на
другие страницы и ссылки на другую литературу.
Предполагается, что пользователь может прервать линейное чтение в
месте ссылки, посмотреть другую часть читаемого текста или даже совсем
другой текст, а затем продолжить чтение с места прерывания.
Второй этюд к гипертексту
Из массы линейной текстовой продукции выделяются словари,
справочники, энциклопедии. Физически текст устроен линейно: за
страницей 10 обязательно следует страница 11, а за сотой
сто первая. Однако, предполагается, что читатель
обращается к книге для справки, а не читает ее всю подряд от корки
до корки.
Для упрощения навигации пользователя в таких книгах предусматриваются
подробные оглавления, алфавитные и тематические указатели. Разделы
словаря или справочника имеют систему развитых перекрестных ссылок.
(Помните как у Лема:
СЕПУЛЬКА предмет для сепулькации, см. сепулькация.
СЕПУЛЬКАЦИЯ действие, выполняемое при помощи СЕПУЛЬКИ, см.
сепулька.)
Третий этюд к гипертексту
В век бурных компьютерных технологий как-то не хочется вручную
копаться в большом словаре. Почему бы эту рутину не поручить
железному другу с мягкой душой? Вгоним словарь
в железо и настроим душу. Щелкнул мышкой по
нужному слову получил результат: нужный раздел книги на
экране.
Последний этюд к гипертексту
Возможности компьютера рождают принципиально новую идею: почему бы
изначально не проектировать текст в расчете на возможность чтения не
по-порядку, а по контексту. Такой подход позволяет разным
пользователям просматривать текст ориентируясь, на свои вкусы, уровень
владения темой и поставленные задачи.
Структура компьютерной книги становится существенно нелинейной, она
даже перестает быть иерархической, а скорее напоминает спутанную
рыболовную сеть или порцию спагетти, опрокинутую на пол.
Для навигации по такой сети предусматривается простой способ: те
фрагменты документа, которые имеют переходы на другие его части,
каким-то образом выделены. Простое интерфейсное действие на такой
ссылке (нажатие на Enter или мышиный щелчок) перебрасывают
пользователя в другой информационный узел.
Посмотрел, вернулся обратно, или, не возвращаясь, продолжил
путешествие по новой ссылке.
Гипертексты и браузеры
Гипертексты просматривают в специальных программах
браузерах. С этой книгой вы работаете в браузере Microsoft Internet
Explorer.
Гиперссылка распознается среди других элементов страницы по следующему
важному признаку.
Мышиный курсор на ссылке меняет свою форму и превращается в указующий
перст.
Ниже представлены три ссылки на один и тот же документ. Внешне ссылки
выглядят по разному, но курсор над ними всегда превращается в
указующий перст.
Чудеса механизации
Чудеса механизации
Для перехода необходимо щелкнуть по ссылке мышкой. То есть, нужно:
- навести экранный указатель на ссылку;
- нажать и отпустить левую кнопку мыши.
Ответы на вопросы
-
Назовите основные части компьютера.
Ответ.
Системный блок, монитор, клавиатура и мышь.
Это то, что обычно всегда бывает у современного компьютера! Не так
давно манипулятор мышь не входил в этот обязательный набор, но с
развитием компьютерного графического интерфейса, работать без мыши
практически невозможно.
-
Для чего предназначен монитор?
Ответ.
Монитор отображает на экране среду для работы с компьютером или просто
показывает результаты работы (программ): текст, картинки,
графики.
Монитор это средство визуального отображения (вывода)
информации.
-
Для чего предназначена клавиатура?
Ответ.
Клавиатура это устройство ввода. На ней удобно набирать
текст. Некоторые клавиши клавиатуры (или их комбинации) служат для
управления работой компьютера (программ).
-
Для чего предназначена мышка?
Ответ.
Мышка как и клавиатура это устройство ввода. С мышкой
связан экранный указатель (курсор). Указатель повторяет на экране
движение мыши по коврику. Таким образом можно выбирать экранные
объекты и активизировать их при помощи щелчков (нажатия мышиных
кнопок).
-
Для чего предназначен системный блок?
Ответ.
Системный блок это самая главная часть компьютера. В нем
находится процессор (мозг компьютера) и запоминающие устройства
(кратковременная память, постоянная память, магнитные и оптические
диски).
-
Назовите дополнительные устройства, которые можно подключать к
компьютеру.
Ответ.
Устройства ввода: микрофон, сканер, джойстик, видеокамера.
Устройства вывода: наушники, колонки, принтер.
На самом деле, число устройств, подключаемых к компьютеру очень велико
и практически неограничено. К компьютеру можно подключить и кухонный
стол, если только снабдить стол исполнительными механизмами и
электроникой, которая будет сопрягать эти механизмы с компьютером.
Самым популярным компьютерным элементом сейчас стал модем. Это
устройство связывает компьютер через телефонную сеть с Интернет.
-
Что такое экранный объект? Приведите примеры.
Ответ.
Экранный объект это элемент изображения на экране, который
мы воспринимаем как самостоятельную единицу. К экранным объектам
относятся: значки, кнопки, прямоугольные области, картинки.
-
Как выполнить мышиный щелчок по экранному объекту?
Ответ.
Нужно:
- навести на объект экранный указатель;
- нажать и отпустить мышиную кнопку.
-
Почему в кабинете информатики так важна чистота?
Ответ.
Пыль, которая всегда бывает в неубранном классе, оседает на
поверхности машины, проникает внутрь и выводит из строя точные
электромеханические устройства, портит электронные схемы.
Сальные, грязные руки оставляют следы на клавишах клавиатуры и мышке.
Крошки, семечки, кусочки жвачки проникают в щели между клавишами и
могут вывести из строя прибор.
-
Почему в кабинете информатики необходимо соблюдать дисциплину?
Ответ.
Учитель заранее подготавливает компьютер к уроку. Если нажимать
клавиши и щелкать мышкой по своему усмотрению, то это, скорее всего,
испортит работу учителя.
Балуясь с друзьями около компьютера, можно случайно его повредить.
-
Какие правила поведения в школьном кабинете информатики связаны с тем,
что компьютер это электрический прибор? Чем опасно
нарушение правил техники безопасности в кабинете информатики?
Ответ.
Нельзя трогать провода, которые соединяют между собой отдельные части
компьютера и провода, подводящие электрическое питание. Не соблюдение
этих правил может повредить компьютер или привести к удару
электрического тока с очень тяжелыми последствиями.
-
Почему нельзя нажимать кнопку выключения компьютера?
Ответ.
Современный компьютер выключается специальным образом: сначала нужно
сообщить о выключении самому компьютеру (операционной системе), чтобы
он смог подготовиться к выключению. Отключать компьютер от
электрического питания можно только после появления на экране надписи:
Теперь питание компьютера можно отключить.
Отключение питания без предварительной подготовки может привести к
потери информации и даже к невозможности дальнейшей работы компьютера
без многочасовой переустановки.
-
Внимательно прочитайте рассказ. Какие правила техники
безопасности в кабинете информатики успели нарушить Вова Бякин и его
товарищ за несколько минут?
Вова Бякин и Федя Кряков на уроке информатики
Звонок на урок информатики застал Вову Бякина в буфете.
На ходу дожёвывая пирожок и облизывая измазанные повидлом пальцы, Вова
помчался в класс. Урок уже начался, но учитель разрешил запыхавшемуся
Вове войти. Бякин подошёл к своему месту, отряхнул костюм от крошек
и сел.
Хочешь семечек? шёпотом спросил его лучший друг и
сосед по парте Федя Кряков.
Вова проглотил остатки пирожка, подставил ладонь и сказал:
Давай!
Часть семечек просыпалась на пол, и Вова полез под стол доставать их.
При этом ему очень мешали провода от компьютера, так что их пришлось
несколько раз перекладывать с места на место.
Учитель сделал Бякину замечание. Чтобы показать, что он не
бездельничает, Вова стал быстро-быстро стучать по клавиатуре, нажимая
разные клавиши. А Федя стал водить мышкой и нажимать на ней кнопки.
Ответ.
- грязные руки
- чистка костюма у компьютера
- семечки
- прикасание к проводам
- нажатие на кнопки и клавиши без команды учителя
-
Как войти в нужный раздел книги?
Ответ.
Нужно щелкнуть по кнопке с номером нужного урока или по
соответствующей строке оглавления на первой странице книги.
-
Как перейти из раздела к оглавлению книги?
Ответ.
Нужно щелкнуть по кнопке с изображением домика (переход
домой).
Решения зачетного класса
|