Многострочный редактор
Регистрационная метка
Пишем на компьютере

Особенности многострочного редактирования

Большинство многострочных текстовых редакторов несут на себе “родимое пятно” телетайпного (линейного) набора текста.

Фактически текст по-прежнему набирается одной строкой, но в него монтируются специальные пометки (коды), которые редактор интерпретирует как концы строк. Встречая такой символ-пометку, редактор начинает выводить символы на экран с новой строки.

Концы строк вписываются в текстовый файл по нажатию на клавишу Enter. Будем называть эти коды символом enter.

К этой программистской кухне можно было бы относиться спокойно, если бы она не проявлялась на экране чудным образом, запрещая курсору следовать за пределы набранного текста. Пользователь нажимает клавишу Вниз в конце длинной строки

а курсор, вместо того, чтобы, перейти в позицию (2,9), почему-то скачет в позицию (2,5).

Дело в том, что для редактора весь текст является одним непрерывным массивом, который он режет на экранные строки по символам enter (сам символ на экране не показывается). За пределами этих символов текста нет, вот редактор и не пускает туда курсор!

Мне известны только три редактора (довольно старые причем), которые следуют в этом вопросе логике обычного пользователя. Ведь мы привыкли к тому, что можем поставить авторучку в любое место бумажного листа. Мы знаем, что у нашего пера нет крылышек. Если подвинуть его к себе, оно не улетит вбок.

Вот эти три редактора: Multi-Edit (американский), МикроМир (из МГУ) и Микрон (из Роботландии).

Невероятно трудно объяснить начинающему информатику несуразное поведение курсора в Блокноте и даже в Word'е, в котором, правда, клавиша Enter “нарезает” не строки, а абзацы.

Приходиться рассматривать движения курсора и мистический enter как игру, навязанную нам авторами популярных редакторов. Дети любят поиграть. Будем надеяться, что они освоят многострочно-однострочное (по сути) редактирование гораздо быстрее, чем взрослые начинающие пользователи.

О методике автора

Конечно, был большой соблазн впихнуть в первый же урок по многострочному редактированию вставку, удаление, разрезание и склейку строк, чтобы школьник был по максимуму вооружен перед первым набором текста.

Однако, такой массив теории бесполезен перед первой практикой.

Представьте, что вам предложили сделать резной стол. Дали универсальный инструмент с сотнями насадок и прочитали пятичасовую лекцию о назначении каждой из них. Растерянность, вот что вы почувствуете, оказавшись наедине с деревяшками, своим универсальным инструментом и конспектом лекций.

Нужно продвигаться вперед постепенно. Осваивать насадки к инструменту по очереди.

Выполняя задания практикума, дети наделают много ошибок, исправить которые смогут только клавишей Сброс с повторным набором.

Но вы можете подсказать им, не вдаваясь пока в детали, и не обсуждая это перед всем классом, что нужно делать, если случайно нажата клавиша Enter в середине строки или как избавиться от лишней строки. На следующем уроке эти, возникшие на практике проблемы, найдут свое решение в текстах Читального зала. И тем самым, тексты эти будут прочитаны с большим вниманием.

Вопросы

Ответы на вопросы

  1. Людей, каких профессий называют редакторами?

    Ответ. Редактор — это человек, который руководит изданием газеты, журнала, книги; выпуском передачи на радио или телевидении.

  2. Что такое программа-редактор?

    Ответ. Программа-редактор — это компьютерная программа, при помощи которой можно обрабатывать информацию.

  3. В программе-редакторе можно создавать информацию. К какому информационному процессу можно отнести создание информации: хранение, передача, обработка?

    Ответ. При создании информации на компьютере она поступает на экран с листа или из головы пользователя (передача). Информация приводится к виду, удобному для дальнейшего использования (обработка). Готовый информационный блок записывается на магнитный диск (хранение). Таким образом, при создании информации в редакторе задействованы все три информационных процесса.

  4. Назовите три вида информационных редакторов.

    Ответ. В зависимости от типа информации, с которой они работают, программные редакторы подразделяются на:

    • текстовые
    • графические
    • музыкальные

    Все большей популярностью пользуются редакторы, которые позволяют совмещать редактирование разных видов информации, получая на выходе “насыщенный” (мультимедийный) продукт.

  5. Опишите внешний вид многострочного редактора. Из каких элементов он состоит.

    Ответ. Прямоугольное поле, в котором можно набирать текстовые строки и две линейки прокрутки: вертикальная справа и горизонтальная внизу.

  6. Как записывают текст в многострочном редакторе?

    Ответ. Текст записывают по строчкам так, как это делается в редакторе строки. Новая пустая строка образуется нажатием на Enter за последним символом последней строки.

  7. Как исправляют ошибки набора внутри одной строки многострочного редактора?

    Ответ. Работают все правила редактора строки.

  8. Расскажите алгоритмы работы клавиш со стрелками в многострочном редакторе.

    Ответ. Курсор перемещается на одну позицию в направлении стрелок, если при этом он не выходит за пределы набранных строк.

    Стрелка Вправо за концом строки переводит курсор на начало следующей строки, если она есть. В противном случае курсор остается на месте.

    Стрелка Влево перед началом строки переводит курсор на конец предыдущей строки, если она есть. В противном случае курсор остается на месте.

    Стрелка Вниз переводит курсор на конец следующей строки, если он расположен левее курсора.

    Стрелка Вверх переводит курсор на конец предыдущей строки, если он расположен левее курсора.

  9. Расскажите алгоритмы работы клавиш Home и End.

    Ответ. Клавиша Home устанавливает курсор перед первым символом текущей строки.

    Клавиша End устанавливает курсор за последним символом текущей строки.

  10. Как добавить к тексту редактора пустую строку, и установить курсор в ее начало?

    Ответ. Нужно нажать на клавишу Enter, когда курсор расположен за последним символом последней строки.

Зачетный класс

Решения зачетного класса

Сброс

  1. Редактором называют человека, который руководит выпуском:
    школьников
    газеты
    журнала
    книги
    деталей на заводе
    телепередачи
    радиопередачи


  2. Программа-редактор это:
    программа для создания и правки текста
    компьютер для создания текста
    программа для создания и правки графики
    сканер и принтер
    программа для создания и правки музыки
    музыкальная клавиатура
    программа для создания и правки информации


  3. На рисунке условно показан текст, набранный в редакторе:



    Каждый символ текста обозначен квадратиком. Строки и столбцы пронумерованы: получилась таблица. Курсор стоит за символом, который расположен в третьей строке и четвертом столбце. Будем говорить, что курсор стоит за символом (3,4) или перед символом (3,5).

    Где окажется курсор, если теперь нажать клавишу Вниз?

    Новое место курсора:
    символом (, )


  4. Где окажется курсор, если нажать клавишу Вниз?



    Новое место курсора:
    символом (, )


  5. Где окажется курсор, если нажать клавишу Вправо?



    Новое место курсора:
    символом (, )


  6. Где окажется курсор, если нажать клавишу Влево?



    Новое место курсора:
    символом (, )


  7. Где окажется курсор, если нажать клавишу Вверх?



    Новое место курсора:
    символом (, )


  8. Где окажется курсор, если нажать клавишу Вниз, а затем 4 раза клавишу Вправо?



    Новое место курсора:
    символом (, )


  9. Где окажется курсор, если выполнить серию нажатий: два раза Влево, два раза Вниз, четыре раза Вправо?



    Новое место курсора:
    символом (, )


  10. Где окажется курсор, если нажать клавишу Enter?



    Новое место курсора:
    символом (, )


  11. Наберите в редакторе стихотворение В.Левина “Карась и Щука”:




Азы информатики RU 2000/2002 © А.А.Дуванов

Вверх Оглавление книги Урок 3. Многострочный редактор Письмо автору Об авторах