Компьютеры вокруг нас
Регистрационная метка
Читальный зал Роботландии
Компьютеры выполняют арифметические и логические операции с огромной скоростью. Они позволяют программировать свою работу. Эти свойства человек использует для автоматизации умственного труда.
 

Механизация и автоматизация

Развитие лопаты

Человек копал землю лопатой. Потом он придумал плуг, экскаватор, бурильные машины. Копать стало легче и гораздо быстрее.

Плуг, экскаватор, автомобиль, подъемный кран — предназначены для механизации физического труда.

Механизация — это использование механизмов для выполнения работы.

Развитие вычислений

Человек выполнял арифметические действия устно, потом он придумал счеты, арифмометр и, наконец, компьютер. Считать стало легче и гораздо быстрее.

Компьютер механизирует умственный труд человека. Это настолько умный прибор, что может выполнять работу с начала до конца самостоятельно, автоматически. Так происходит, например, когда компьютер управляет станком на заводе, и станок работает без участия человека. В этом случае говорят не о механизации труда, а об его автоматизации.

Автоматизация — это выполнение работы механизмами без участия человека.

Механизмы бывают разные по мощности, и человек для конкретной работы выбирает тот из них, который больше для этой работы подходит. Чтобы подготовить небольшую грядку под морковь, Вася Кук берет обычную лопату. А вот для вспашки большого поля роботландский морковный кооператив использует колесный трактор “Беларусь” с большим навесным плугом.

Когда Вася считает число лап у муравья, ему не нужен компьютер. А вот для выяснения того, какая буква чаще всего встречается в тексте, компьютер очень полезен!

Программирование

Компьютер не просто быстро считает, этот прибор можно программировать.

Программирование — это составление плана предстоящей работы.

Для определения самой “частой” буквы, Вася составил такой план:

  1. Подсчитай, сколько раз встречается каждая буква в тексте.

  2. Среди полученных чисел выбери наибольшее.

  3. Покажи на экране букву, которая соответствует наибольшему числу.

Компьютер не понимает обычных слов, задание для него пишут на специальных языках программирования. Вася переписал свой план на языке Паскаль — получилась программа.

Компьютерная программа — это план действий, записанный на языке компьютера.

Потом Вася заложил программу в компьютер, и подал на ее вход книгу “Приключения Незнайки и его друзей” (текст был записан на диске). Через несколько секунд на экране засветилась строка:

  Чаще всего в тексте встречается буква “е”.  
     

Именно программирование позволяет компьютеру выполнять работу автоматически без участия человека. Человек закладывает в компьютер программу, и компьютер работает по этой программе самостоятельно, автоматически.

Профессии компьютера

Компьютер — это прибор для автоматизации умственного труда. Означает ли это, что он не может быть помощником для труда физического? Давайте разберемся в этом вопросе.

Прежде чем выполнить любую работу, надо хорошо подумать, чтобы сделать все правильно, быстро и красиво. Это правило применимо и для посадки моркови на маленькой грядке, и для посадки космического аппарата на Луну.

Иными словами, при выполнении любой работы, даже физической, приходится думать, а, значит, просчитывать варианты, выбирать лучший.

Доставить корабль на Луну — это физическая работа? Конечно! Но если неправильно рассчитать траекторию, корабль упадет на Солнце.

Вот и получается, что компьютер, как помощник для умственной работы, может использоваться человеком всюду — ведь думать надо всегда!

Когда Васю попросили перечислить области человеческой деятельности, в которых используются компьютеры, он ответил кратко: “Все”! А потом добавил: “Если где-то компьютеры еще не используются сегодня, то будут использоваться в ближайшем будущем”.

Вася прав! Компьютер помогает там, где приходится много считать и думать, а считать и думать надо всегда!

Компьютер может быть использован при выполнении любой работы.

Вопросы

  1. Чем отличается механизация труда от автоматизации?

  2. Можно ли назвать автоматизацию механизацией? А наоборот?

  3. Является ли телевизионный пульт управления устройством автоматизации? Если да то, что он автоматизирует, умственный или физический труд?

  4. Верно ли утверждение о том, что лопата автоматизирует труд человека?

  5. Приведите примеры автоматизации человеческого труда, которые вам известны.

  6. Может ли быть автоматом не компьютер? Если да, то как программируются такие устройства?

  7. Вспомните механизмы, которые встретили Незнайка и его друзья, путешествуя по Солнечному городу. Какие из этих механизмов являются автоматами?

  8. Может ли компьютер автоматизировать полив огорода? Если да, то как?

  9. Может ли компьютер автоматизировать обучение в школе? Если да, то как?

  10. Может ли компьютер автоматизировать игру детей? Если да, то как?

  11. Может ли компьютер помочь писать тексты, рисовать, сочинять музыку?

  12. Может ли компьютер участвовать в пошиве платья, строительстве моста?

  13. Какие “профессии” компьютера вам известны?

  14. У Васи есть компьютер, калькулятор и, конечно, умная голова. Приведите примеры работ, для выполнения которых:

    • одной Васиной головы вполне достаточно;
    • полезен калькулятор;
    • без компьютера не обойтись.

Домашние задания

Вариант1Вариант 1

  1. Вспомните названия устройств, которые встречаются дома, на улице, в школе. Запишите их в два столбика, озаглавленные: Механизмы и Автоматы.

  2. Перепишите в тетрадь короткий текст из любимой книги (3-5 предложений). Составьте план для определения буквы, которая встречается в этом тексте реже всех других букв.

  3. Что надо знать, чтобы превратить план в компьютерную программу? Как называются профессии людей, умеющих это делать?

  4. Где вам приходилось наблюдать использование компьютера, кем он применялся и для каких работ?

Вариант2Вариант 2

  1. Узнайте названия устройств, из которых состоит домашний компьютер. Запишите их в два столбика, озаглавленные: Механизмы и Автоматы.

  2. Попробуйте набрать с помощью программы Блокнот на домашнем компьютере приведенный ниже текст. Запишите в тетрадь план действий, которые необходимо было выполнить для набора текста.
    Подобно рычагу или колесу компьютер играет роль орудия. Непрерывное совершенствование компьютеров и расширение областей их применения сулят человечеству неисчислимые выгоды. Ученые и инженеры, связанные с вычислительной техникой, стремятся сделать свои машины более быстродействующими и дешевыми, более надежными и простыми в использовании. Помимо этого, ряд специалистов в новой развивающейся области науки, называемой “искусственным интеллектом”, исследуют возможность создания более разумных вычислительных машин.
    Б. Рафаэл. “Думающий компьютер”
  3. Какие числа выведет на экран и что именно подсчитает компьютер, если будет работать с вышеприведенным текстом по такому плану:

    1. Подсчитай, сколько раз встречается корень “компьютер” в тексте.
    2. Покажи на экране полученное число.
    3. Подсчитай, сколько раз встречается корень “машин” в тексте.
    4. Покажи на экране полученное число.
    5. Вычти из первого числа второе.
    6. Покажи на экране результат.


Вариант2Вариант 3

  1. Найдите и перепишите в тетрадь описание любого механизма из художественной или технической литературы.

  2. Придумайте и запишите в тетрадь описание фантастического автомата, выполняющего сложную или опасную для человека работу.

  3. Составьте план действий для подсчета количества предложений в тексте.

Азы информатики RU 2000/2001 © А.А.Дуванов

Вверх Выход из читального зала