Как получить информацию
Регистрационная метка
Читальный зал Роботландии
Человек и животные воспринимает информацию через зрительные образы, звук, запах, вкус, через ощущение прикосновения.
 

Виды представления информации

Сан Саныч попросил ребят привести примеры информации, напомнив им, что информация — это любые сведения.

Поднялся лес рук.

Записка директора школы — Записка директора школы! Она содержит сведения о предстоящем визите гостей.

Таблица умножения — Таблица умножения. Это сведения о результатах умножения однозначных чисел.

План города — План нашего города с транспортными маршрутами. Если на него посмотреть, то получишь сведения о том, как добраться до нужного места.

И записка, и таблица умножения, и план города — это примеры информации: они дают людям интересующие их сведения. Вместе с тем, эти три сообщения представлены по-разному, они имеют разный вид.

Информация первая — записка Андрея Петровича. Это текст, состоящий из слов. Такую информацию называют обычно текстовой.

Информация вторая — таблица умножения. Она состоит из чисел. Это числовая информация.

Информация третья — план города. Она представляет собою рисунок, условное графическое изображение местности. Такую информацию называют графической.

Здесь перечислены далеко не все виды представления информации. Прежде всего, многие сообщения смешивают информацию разных видов. Например, информация о прибытии поезда:

Поезд 16 прибывает в 22 часа 15 минут на 3-ю платформу!
— это смесь текстовой и числовой информации.

На плане местности кроме линий, обозначающих реки, дороги, улицы, мосты, часто записывают поясняющие слова. Это текстово-графическая информация. Глядя на шкалу градусника, врач рассматривает метки расчерченной шкалы и расставленные на шкале числа. Измеряя температуру больного, он пользуется смешанной графическо-числовой информацией.

Кроме числовой, текстовой и графической информации, которую мы, обычно, видим глазами, человек способен воспринимать информацию и во многих других формах.

Как человек воспринимает информацию

У человека есть пять органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа), которые позволяют ему получать информацию. Человеческие чувства восприятия информации называются: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Зрение Глазами люди различают цвета, воспринимают зрительную или, как еще говорят, визуальную информацию, к которой относятся и текстовая, и числовая, и графическая.

Слух Ушами воспринимается звуковая информация — речь, музыка, звуковые сигналы, шум.

Обоняние Носом люди получают информацию о запахах окружающего мира.

Вкус С помощью языка можно получить информацию о том, каков предмет на вкус — горький, кислый, сладкий, солёный.

Осязание Кончиками пальцев (или просто кожей), на ощупь, можно получить информацию о температуре предмета, горячий он или холодный, о качестве его поверхности — гладкий или шершавый.

Органы чувств есть не только у людей, но и у животных. Важность того или иного информационного чувства у животных может быть совсем иной, чем для человека.

Больше всего информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения, на втором месте — слух.

Нос — основной источник информации для собаки А вот для лисы, собаки, да и многих других животных основная информация та, которая поступает через орган обоняния — нос.

Уши — основной источник информации для летучей мыши Для летучих мышей, которые видят плохо, главная информация —звуковая. Они воспринимают её своими большими, чуткими ушами.

Информатика — это универсальная наука

Информатика изучает способы хранения, передачи и алгоритмы обработки информации. Эта наука не изучает важность информации, ее новизну и полезность.

В этом нет ничего удивительного! Например, математика изучает числа, но для нее не важно, что эти числа означают.

Математика учит: 10 поделить на два, получится 5. При этом для математики совершенно все равно, что делится на два: кролики, яблоки или рубли.

Представляете, что кролики делились бы на два не так, как яблоки, а яблоки не так, как рубли!

Математика работает с числами, и для нее не важен их смысл (кролики, яблоки или рубли).

Информатика работает с информацией, и для нее не важно ее содержание (прогноз погоды, стихи или сказка про Буратино).

Если алгоритм умеет находить в тексте символ, который встречается чаще других, то он это сделает с равным успехом и в тексте про Незнайку, и тексте про Красную Шапочку.

Информатика выводит правила работы с информацией независимо от смысла информации, как математика выводит правила работы с числами независимо от того, что эти числа обозначают. Поэтому, информатика и математика — это универсальные науки.

Вопросы

  1. Приведите примеры текстовой информации.

  2. Приведите примеры числовой информации.

  3. Приведите примеры графической информации.

  4. Приведите примеры смешанной информации.

  5. Назовите 5 органов чувств человека, посредством которых он воспринимает информацию.

  6. Какой вид информации человек воспринимает глазами?

  7. Какой вид информации человек воспринимает ушами?

  8. Какой вид информации человек воспринимает носом?

  9. Какой вид информации человек воспринимает языком?

  10. Какой вид информации человек воспринимает кожей?

  11. Приведите примеры, когда одно и то же чувство восприятия информации для животных дает больше сведений, чем для человека.

  12. Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:

    • примеры по математике
    • географическая карта
    • письмо
    • картина
    • радиопередача
    • телевизионная передача
    • ароматный запах, жёлтый цвет и кислый вкус лимона
    • этот учебник

  13. Что изучает информатика?

  14. Почему информатика является универсальной наукой?

  15. Можно ли назвать универсальной науку, которая учит считать кроликов?

  16. Можно ли назвать универсальной науку, которая изучает алгоритмы обработки текста сказки “Красная шапочка”?

  17. Важен ли для человека смысл информации?

  18. Нахождение периметра прямоугольника Рома выполняет по следующему алгоритму:
    1. Сложи два заданных числа
    2. Умножь результат на два
    Ответьте на следующие вопросы:

    • Информацию какого вида обрабатывает алгоритм?
    • Информация какого вида получается в результате обработки?
    • Что обозначают числа, сумма которых вычисляется в первом пункте?
    • Будет ли алгоритм работать для квадратов?
    • Будет ли работать алгоритм одинаково хорошо для зеленых и красных прямоугольников? Почему?
    • Будет ли этот алгоритм работать для такой задачи:
      Известно число помидор, необходимое для заполнения наполовину первого ящика, и число помидор, необходимое для заполнения наполовину второго ящика. Найти число помидор, которое необходимо для заполнения доверху двух ящиков вместе.
    • Объясните на примере алгоритма Ромы, почему для информатики не важен смысл информации, с которой она работает.


  19. Валя подсчитывает удвоенное число букв “а” в сказке про Красную Шапочку по следующему алгоритму:
    1. Подсчитай число букв “а” в тексте
    2. Умножь результат на два
    Ответьте на следующие вопросы:

    • Информацию какого вида обрабатывает алгоритм?
    • Информация какого вида получается в результате обработки?
    • Нужен ли другой алгоритм для подсчета удвоенного числа букв “а” для сказки про Чиполлино?
    • Зависит ли результат вычислений от исходного текста?
    • Объясните на примере алгоритма Вали, почему для информатики не важен смысл информации, с которой она работает.


Домашние задания

Вариант1Вариант 1

  1. Перечислите органы и чувства, которые человек и животные используют для получения информации. Приведите примеры и запишите их в таблицу:
    чувство орган чувства пример информации
    ... ... ...


  2. Какие виды информации являются главными для человека? Если человек лишен возможности получать информацию определенного вида, то может ли он получать ту же информацию в другой форме?

Вариант2Вариант 2

  1. С какими видами информации умеет работать ваш домашний компьютер?

  2. Какой из видов информации можно считать главным для компьютера?

  3. В каком виде представлена информация в любой компьютерной игре?

  4. Какие устройства компьютера можно назвать его “органами чувств”?

Вариант3Вариант 3

  1. Запишите историю, убедительно свидетельствующую о том, какие виды информации являются главными для животных.

  2. Представьте ту же самую историю с помощью графической информации.

  3. Как вы думаете, существует ли у человека шестое чувство, которое позволяет ему читать мысли других людей, предсказывать будущее. Запишите свое мнение, приведите высказывания на эту тему из книг, газет, журналов, других информационных источников.

Азы информатики RU 2000/2001 © А.А.Дуванов

Вверх Выход из читального зала