Компьютеры вокруг нас
Регистрационная метка
Читальный зал Роботландии
Информация — это сведения. А сведения — это информация?
 

Никто не знает, что такое информация!

Перед уроком информатики На перемене перед уроком информатики Вася Кук подошёл к своим одноклассникам:

— Ребята! У меня есть информация!

— Что у тебя есть? — переспросила Катя Пушкова.

— Я же говорю — информация.

— Где же она у тебя?

— Вот, — и Вася достал из портфеля листок бумаги, на котором почерком директора школы была написана записка.

— Какая же это информация? Это записка Андрея Петровича!

— А вы прочитайте.

Ребята прочитали хором:

Ребята! Завтра в наш город приезжают гости, школьники из Омска. Они будут у нас в школе и придут в ваш класс на урок информатики.
Андрей Петрович

— Да, новость интересная! Но почему ты, Вася, назвал её информацией?

— А как же! Это ведь сообщение для нас.

— Тогда у меня тоже есть информация. Вот, пожалуйста: завтра днём температура воздуха будет от 10 до 12 градусов мороза. Так по телевизору передавали.

— А вот вчера хоккеисты “Динамо” победили “Спартак”. Это информация или не информация?

— Конечно, информация. Всякие сведения это информация.

— Да? А что же такое сведения?

Этот коварный вопрос Катя задала Васе Куку, начавшему разговор. Кук задумался.

— Сведения… гм… ну, это информация.

Катя засмеялась:

— Сам запутался. Давайте лучше спросим нашего учителя информатики. И как только прозвенел звонок, Катя подняла руку:

— Сан Саныч! Мы хотели узнать, что такое информация? Но у нас получилось, что информация — это сведения, а сведения — это информация. Заколдованный круг какой-то!

— Ничего удивительного. Вы задали сложный вопрос. Дело в том, что нельзя дать определение информации, то есть закончить предложение, начатое словами “Информацией называется…“.

Чтобы это понять, попробуйте объяснить мне, например, что здесь нарисовано:

Рисунок домика

— Это дом!

— Из каких фигур составлен этот рисунок?

— Из прямоугольников и треугольников.

Рисунок домика состоит из прямоугольников и треугольников

— Верно! А из чего состоят треугольники и прямоугольники?

— Из линий.

Прямоугольники и треугольники состоят из линий

— А из чего состоят линии?

— Из точек.

Линия состоит из точек

— А что такое точка? Трудный вопрос, правда? Такой же трудный, как вопрос об информации.

А вот ещё пример. Объясните, что такое “предложение”?

— Это несколько слов, объединённых общим смыслом.

— Не совсем точное, но для нашей задачи подходящее определение. А что такое “слово”?

— Это несколько букв, написанных в правильном порядке.

— А что такое “буква”?

— Это тоже трудный вопрос!

Вы заметили, что при объяснении сложного понятия используют более простые понятия?

Так объяснение сложной фигуры (рисунок домика) сделано с помощью более простых фигур: прямоугольников и треугольников. Те, в свою очередь, определяются через линии, а линии — через точки.

Объяснение предложения сведено к словам, а слов — к буквам.

В конце цепочки объяснений оказываются такие понятия, которые объяснить через более простые уже нельзя.

Такой основной, самой простой вещью, которую невозможно свести к чему-нибудь более простому, является точка, буква и… информация!

Из точек строятся линии, из букв — слова, а из информации — сообщения, которые наполняют мир вокруг нас.

Ребята помолчали, обдумывая трудные мысли Сан Саныча, а Вася, не слишком довольный объяснениями, спросил:

— Так все же, что такое информация? Как правильно ответить на этот вопрос?

— Можно сказать, что информация это сведения, если слово “сведения” вам понятно лучше. Это, пожалуй, самое короткое пояснение, хотя, как говорилось, оно не является определением. Информация — она и есть информация!

Какую информацию изучает информатика

— Гена сказал, что завтра днём температура воздуха будет от 10 до 12 градусов мороза. Может быть, для кого-то это — информация, но не для меня! Я ведь тоже слышал прогноз погоды, — высказал новые сомнения вредный Кук.

Сан Саныч ответил так.

— Для информатики не важен смысл сообщения, его новизна. Информатика — это наука, которая изучает способы передачи, хранения и алгоритмы обработки информации. Смысл сообщения, его новизну и полезность изучают другие науки, например, криминалистика — наука о раскрытии преступлений.

Информатик, посмотрев на два сообщения:

В Африке живут крокодилы.

#%#%,$,$$.$$(*.$#$@$$,.%*%*.#~@#$%$$$,#%#@@~~%$@$!

скажет, что второе содержит в два раза больше информации, чем первое.

Второе сообщение, действительно, содержит в два раза больше знаков. Для его записи потребовалось в два раза больше места на листке бумаги. Для передачи его по проводам потребуется в два раза больше времени, ровно, как и для подсчета числа символов в нем.

Информатика не смущает, что второе сообщение — полная белиберда, чепуха, не имеющая никакого смысла, а первое может оказаться полезным для малыша.

Информатика как мощный трактор — поле будет вспахано одинаково вне зависимости от того, что потом на нем вырастет: рожь, пшеница или васильки.

Вопросы

  1. Объясните, что такое информация.

  2. Что изучает наука информатика?

  3. Что обычно называют словом “информация” в обычной жизни? А что обозначает этим словом наука информатика?

  4. Является ли информацией сообщение:

    Два умножить на два равно пяти.

  5. Ниже приведены два сообщения. Какое из них содержит больше информации с точки зрения информатики?

    Гейзеры — это горячие источники.

    #$%^&*<>` \/|#%=--= #@$#^&^$@ %@%$@% ^R#$@$% #^&^$#%%$ #^%$%$#$# &&^$$$&$ &^%&^%$


  6. Почему нельзя дать определение информации?

  7. Для каких понятий не существуют определения? Приведите примеры.

Домашние задания

Вариант1Вариант 1

  1. Для выполнения каких действий следует нажимать на клавиатуре клавиши Enter, Bs, Caps Lock? Запишите свои ответы в тетради и снабдите описания рисунками клавиш.

  2. Какое из двух сообщений содержит меньше информации с точки зрения человека? А с позиций информатики? Почему?
    Семью восемь — пятьдесят шесть.
    7·8=56

    Приведите примеры двух сообщений, таких, чтобы первое сообщение содержало для человека больше информации, чем второе, а с позиций информатики, наоборот.

Вариант2Вариант 2

  1. Какими устройствами вы пользуетесь для передачи информации домашнему компьютеру?

  2. Какие устройства использует ваш домашний компьютер для передачи информации человеку?

Вариант3Вариант 3

  1. Как вы думаете, почему на уроках информатики изучается компьютер?

  2. Придумайте алгоритм обработки информации. Попросите ребят в классе обработать по этому алгоритму предложенную вами информацию.

Азы информатики RU 2000/2001 © А.А.Дуванов

Вверх Выход из читального зала