Компьютеры вокруг нас
Регистрационная метка
В мире информации

Условный план занятий

Урок План
1 1
  1. Повторение материала книги “Знакомство с компьютером”
  2. Лекция 1.
  3. Практикум 1.
  4. Задание на дом.
2
  1. Проверка ДЗ.
  2. Конференция. Ответы на вопросы Читального зала и Практикума. Учитель дополняет ответы детей своими комментариями, в основе которых лежит учительский раздел книги.
  3. Лекция 1.
  4. Задание на дом.
  5. Практикум 1.
3
  1. Проверка ДЗ.
  2. Конференция.
  3. Задание на дом.
  4. Конференция. Решение задач, подобных задачам Зачетного класса 1.
  5. Зачетный класс 1.

Определение информации

Информация — это базовое понятие информатики. Оно не определяется через более простые понятия, так же, как в физике, например, не определяются понятия “вещество” и “энергия”.

В обычной жизни в слово “информация” вкладывают содержательный смысл. Получается, что сообщение “в Африке живут крокодилы” для одних людей содержит информацию, а для других нет. Информатика, в отличие, например, от журналистики, не анализирует смысл сообщений, а рассматривает техническую сторону работы с сообщениями: способы их хранения, передачи и обработки.

Можно на это возразить: при переводе с одного языка на другой требуется вникать в смысл текста, однако информатика умеет это делать при помощи специальных программ-переводчиков. Значит, все же, информатика анализирует смысл сообщений?

Программы-переводчики работают, как и все другие программы, в том числе программы искусственного интеллекта, по строгим формальным правилам. Они не вникают в смысл той информации, которую обрабатывают. Если какие-то алгоритмы и обрабатывают “смысл” (семантику) сообщений, то такая обработка основана на выделении в сообщении базовых единиц (лексем, слов, выражений) и попытках “уложить” порядок их следования в заранее заданные “смысловые” конструкции. Понятно, что программы, работающие таким образом, в лучшем случае, пригодны для перевода только технического текста.

Итак, информатика не трактует информацию с точки зрения новизны сведений, которую она несет потребителю. Бытовое определение информации не пригодно для технической работы. Информация, с точки зрения компьютерной информатики — это последовательность знаков (битов, байтов, символов, других кодов). Неважно, есть ли в этом наборе какой-то смысл или новизна для конкретного человека. С таким понятием информации можно работать (хранить, передавать, обрабатывать).

Клавиатурные навыки

Несмотря на то, что основной материал книги посвящен темам, связанным с понятием информации, на ее страницах продолжается наращивание компьютерных пользовательских навыков.

Сегодня на уроке это — редактор строки и приемы, связанные с клавиатурным набором: ввод цифр, строчных русских букв, переключение алфавита и клавиатурного регистра, правила удаления последних набранных знаков при помощи клавиши Bs.

Практикум основан на исполнителе Редактор строки. Работа начинается с нажатия экранный кнопки Сброс и завершается после выполнения всех заданий сообщением “Все задания выполнены!”.

Повторное выполнение заданий также начинается с кнопки Сброс.

Знак “–” на табло результатов отображает неверное решение, а знак “+” — правильное.

Кроме знаковой индикации Редактор строки отображает на каждом шаге текущее “звание” испытуемого:

Незнайка: плохо! Торопыжка: удовлетворительно! Студент: хорошо! Профессор: отлично!

При работе с исполнителем рекомендуется использовать мышь только для нажатия на экранную кнопку Сброс и первого входа в редактор строки (щелчок по полю). В дальнейшем работа выполняется с клавиатуры. Ввод в исполнитель записанной строки — нажатие на клавишу Enter.

Клавишей Enter можно пользоваться как заменителем экранной кнопки Проверить в тех заданиях зачетного класса, в которых требуется вводить ответы в редактор строки.

Вопросы

Ответы на вопросы

  1. Объясните, что такое информация.

    Ответ. Информация — это сведения. Однако, эта фраза не является определением: понятие информации неопределяемое.

  2. Что изучает наука информатика?

    Ответ. Информатика — это наука, которая изучает способы передачи, хранения и алгоритмы обработки информации.

  3. Что обычно называют словом “информация” в обычной жизни? А что обозначает этим словом наука информатика?

    Ответ. В “обычной” жизни понятие информации связывают с содержательным смыслом сообщений, их полезностью и новизной. Таким образом, “бытовое” определение информации субъективно. Наука информатика рассматривает техническую сторону сообщений, никак не соотнося ее со смыслом содержания.

  4. Является ли информацией сообщение:

    Два умножить на два равно пяти.

    Ответ. С точки зрения информатики, да. Можно посчитать число символов в этом сообщении (31 символ, включая пробелы), определить размер памяти компьютера, необходимый для хранения этой информации (31 байт), узнать скорость передачи этого сообщения по модему и стоимость такой передачи. Можно написать алгоритм обработки этой информации (например, ее кодирование).

  5. Ниже приведены два сообщения. Какое из них содержит больше информации с точки зрения информатики?

    Гейзеры — это горячие источники.

    #$%^&*<>` \/|#%=--= #@$#^&^$@ %@%$@% ^R#$@$% #^&^$#%%$ #^%$%$#$# &&^$$$&$ &^%&^%$

    Ответ. Первое сообщение содержит 32 символа (включая пробелы), второе — 81. Значит, объем информации во втором сообщении больше.

  6. Почему нельзя дать определение информации?

    Ответ. Информация — это первичное понятие информатики, оно не сводится к более простым понятиям. Так часто бывает и в других науках (например, точка в геометрии, вещество и энергия в физике).

  7. Для каких понятий не существуют определения? Приведите примеры.

    Ответ. Точка, буква, вещество, энергия, информация.

Ответы на вопросы Практикума

  1. Для чего предназначен редактор строки и как он выглядит на экране?

    Ответ. Редактор строки представляет собой прямоугольное поле высотой в одну строку и предназначен для ввода информации с клавиатуры.

  2. Как “войти” в редактор строки?

    Ответ. Для входа в редактор строки нужно щелкнуть по нему мышкой.

  3. Как меняется редактор строки после входа в него?

    Ответ. В редакторе строки появляется текстовый курсор — вертикальная мигающая черточка.

  4. Для чего служит текстовый курсор?

    Ответ. Текстовый курсор указывает то место в редакторе строки, в которое будет помещен клавиатурный символ.

  5. Как работает текстовый курсор?

    Ответ. Если щелкнуть мышкой по редактору строки, то текстовый курсор появляется перед тем символом, на котором был выполнен щелчок; за последним символом, если щелчок был выполнен за набранными символами; в первой позиции, если редактор строки пуст.

    Текстовый курсор смещается вправо на одну позицию, когда нажата символьная клавиша на клавиатуре (или клавиша ВПРАВО, если курсор расположен не за последним набранным символом).

    Текстовый курсор смещается на одну позицию влево по клавише ВЛЕВО, если он расположен не в первой позиции редактора строки.

  6. Чем отличается текстовый курсор от мышиного курсора?

    Ответ. Формой (мышиный курсор над текстом имеет вид немигающей вертикальной черточки с горизонтальными засечками на кончиках) и назначением (текстовый мышиный курсор указывает на текст, но не позволяет редактировать его).

  7. Как “выйти” из текстовой строки?

    Ответ. Нужно щелкнуть мышкой за пределами редактора строки.

  8. Как обычно работает клавиша Enter в редакторе строки?

    Ответ. Нажатие клавиши Enter в редакторе строки приводит к передачи содержимого строки в алгоритм обработки. Это общепринятое правило.

  9. Как переключить алфавит?

    Ответ. Для переключения алфавита можно щелкнуть по пиктограмме En (или Ru) справа на панели Задач и выбрать в открывшемся меню строку с названием нужного алфавита.

    Переключение можно выполнять и клавиатурным аккордом Ctrl+Shift (или другим, зависит от настройки компьютера).

  10. Как переключить режим прописные/строчные?

    Ответ. Клавишей Caps Lock. Для временного переключения можно выполнять набор, удерживая клавишу Shift.

  11. Где на клавиатуре находятся цифровые клавиши?

    Ответ. Верхний горизонтальный ряд клавиш на основной части клавиатуры. Можно набирать цифры и с дополнительной группы клавиш (справа), если предварительно включить режим Num Lock соответствующей клавишей.

  12. Где на клавиатуре находятся клавиши с рускими буквами?

    Ответ. На основной части клавиатуры. Одна и та же клавиша служит, как правило, для ввода русских и латинских букв (или специальных знаков).

  13. Как записать пробел?

    Ответ. Символ пробела вводится самой длинной клавишей, расположенной в нижней части клавиатуры.

  14. Как работает клавиша Bs?

    Ответ. Клавиша Bs удаляет символ, расположенный в строке слева от текстового курсора.

Зачетный класс

Решения зачетного класса

  1. Отметьте сообщения, которые содержат информацию с точки зрения информатики.
    прогноз погоды
    случайный набор букв
    объявление в газете
    расписание уроков
    бессмысленный набор знаков


    Ответ. Любое сообщение содержит информацию с точки зрения информатики.

  2. Что такое информатика?
    наука о компьютере
    наука об информации
    наука о вычислениях
    наука о роботах
    наука о программах


    Ответ. Информатика — это наука об информации.

  3. Какое из двух сообщений содержит меньше информации с точки зрения информатики?
    Backspace
    Computer
    первое
    второе
    одинаковое количество
    информации нет ни в одном сообщении


    Ответ. Второе: в нем меньше символов.

  4. Иван нажимает клавиши на клавиатуре со скоростью 2 клавиши в секунду. За сколько секунд Иван передаст информацию с листочка на экран компьютера?
    Крокодил Гена.



    Ответ. Сообщение содержит 14 символов, значит нужно нажать клавиши 14 раз. На это Ивану потребуется 7 секунд.

  5. Женя обрабатывает информацию по следующему правилу: каждый второй знак в поступающем сообщении он отбрасывает. Напишите, что получит Женя в результате обработки такой информации:
    аллегообраистома



    Ответ. Слово “алгоритм”.

  6. Вася обрабатывает числа по следующему правилу: каждую цифру он заменяет на другую. Новая цифра получается умножением старой на два. Напишите, что получит Вася в результате обработки такой информации:
    341



    Ответ. Число “682”.

  7. Маша переставляет цифры в числе так, чтобы они шли в порядке возрастания. Напишите, что получит Маша в результате обработки такой информации:
    72351



    Ответ. Число “12357”.

  8. Кузя хранит числа в ячейках специального устройства.

    Ячейка Кузиного устройства Одна ячейка вмещает 3 цифры. Кузя устанавливает цифры, вращая колесики.

    Сколько ячеек потребуется для сохранения такой информации:
    27632754



    Ответ. Число содержит 8 цифр. Значит, потребуется 3 ячейки.

Азы информатики RU 2000/2001 © А.А.Дуванов

Вверх Оглавление книги Урок 1. Компьютеры вокруг нас Письмо автору Об авторах