Здравствуй, компьютер!
Регистрационная метка
Знакомство с компьютером

Знакомство с компьютером

Подробное знакомство с информационной моделью компьютера предстоит позже, на станицах книги “В мире информации”. Сейчас просто называются основные составные части и рассказывается о правилах безопасной работы.

Работа с гипертекстом

Сложность первого урока заключена в самой книге. Постепенно книга всему научит и все объяснит, но с ней надо уметь работать с самого начала, когда никаких навыков еще нет!

Дети, имеющие компьютер у себя дома, конечно, не будут испытывать затруднений. Остальным, на первых порах, придется подсказывать.

Этот учебник представляет собой гипертекстовую книгу.

Гипертекст — это не большой текст, а текст со ссылками!

Обычный текст имеет линейную структуру. И хотя пользователь может читать любые его страницы и строчки, листая документ на экране или в бумажной книге, автор предполагает, что текст читается по порядку. Сначала первая страница, потом вторая и так далее.

  • Первый этюд к гипертексту

    Некоторое нарушение линейности обычной книги вносят сноски, ссылки на другие страницы и ссылки на другую литературу.

    Предполагается, что пользователь может прервать линейное чтение в месте ссылки, посмотреть другую часть читаемого текста или даже совсем другой текст, а затем продолжить чтение с места прерывания.

  • Второй этюд к гипертексту

    Из массы линейной текстовой продукции выделяются словари, справочники, энциклопедии. Физически текст устроен линейно: за страницей 10 обязательно следует страница 11, а за сотой — сто первая. Однако, предполагается, что читатель обращается к книге для справки, а не читает ее всю подряд от корки до корки.

    Для упрощения навигации пользователя в таких книгах предусматриваются подробные оглавления, алфавитные и тематические указатели. Разделы словаря или справочника имеют систему развитых перекрестных ссылок. (Помните как у Лема:

    СЕПУЛЬКА — предмет для сепулькации, см. сепулькация.

    СЕПУЛЬКАЦИЯ — действие, выполняемое при помощи СЕПУЛЬКИ, см. сепулька.)

  • Третий этюд к гипертексту

    В век бурных компьютерных технологий как-то не хочется вручную копаться в большом словаре. Почему бы эту рутину не поручить “железному” другу с “мягкой” душой? Вгоним словарь в “железо” и настроим “душу”. Щелкнул мышкой по нужному слову — получил результат: нужный раздел книги на экране.

  • Последний этюд к гипертексту

    Возможности компьютера рождают принципиально новую идею: почему бы изначально не проектировать текст в расчете на возможность чтения не по-порядку, а по контексту. Такой подход позволяет разным пользователям просматривать текст ориентируясь, на свои вкусы, уровень владения темой и поставленные задачи.

    Структура компьютерной книги становится существенно нелинейной, она даже перестает быть иерархической, а скорее напоминает спутанную рыболовную сеть или порцию спагетти, опрокинутую на пол.

    Для навигации по такой сети предусматривается простой способ: те фрагменты документа, которые имеют переходы на другие его части, каким-то образом выделены. Простое интерфейсное действие на такой ссылке (нажатие на Enter или мышиный щелчок) перебрасывают пользователя в другой информационный узел.

    Посмотрел, вернулся обратно, или, не возвращаясь, продолжил путешествие по новой ссылке.

Гипертексты и браузеры

Гипертексты просматривают в специальных программах — браузерах. С этой книгой вы работаете в браузере Microsoft Internet Explorer.

Гиперссылка распознается среди других элементов страницы по следующему важному признаку.

Мышиный курсор на ссылке меняет свою форму и превращается в указующий перст.

Ниже представлены три ссылки на один и тот же документ. Внешне ссылки выглядят по разному, но курсор над ними всегда превращается в указующий перст.

Чудеса механизации

Чудеса механизации

Чудеса механизации

Для перехода необходимо щелкнуть по ссылке мышкой. То есть, нужно:

  • навести экранный указатель на ссылку;
  • нажать и отпустить левую кнопку мыши.

Вопросы

Ответы на вопросы

  1. Назовите основные части компьютера.

    Ответ. Системный блок, монитор, клавиатура и мышь.

    Это то, что обычно всегда бывает у современного компьютера! Не так давно манипулятор мышь не входил в этот обязательный набор, но с развитием компьютерного графического интерфейса, работать без мыши практически невозможно.

  2. Для чего предназначен монитор?

    Ответ. Монитор отображает на экране среду для работы с компьютером или просто показывает результаты работы (программ): текст, картинки, графики.

    Монитор — это средство визуального отображения (вывода) информации.

  3. Для чего предназначена клавиатура?

    Ответ. Клавиатура — это устройство ввода. На ней удобно набирать текст. Некоторые клавиши клавиатуры (или их комбинации) служат для управления работой компьютера (программ).

  4. Для чего предназначена мышка?

    Ответ. Мышка как и клавиатура — это устройство ввода. С мышкой связан экранный указатель (курсор). Указатель повторяет на экране движение мыши по коврику. Таким образом можно выбирать экранные объекты и активизировать их при помощи щелчков (нажатия мышиных кнопок).

  5. Для чего предназначен системный блок?

    Ответ. Системный блок — это самая главная часть компьютера. В нем находится процессор (мозг компьютера) и запоминающие устройства (кратковременная память, постоянная память, магнитные и оптические диски).

  6. Назовите дополнительные устройства, которые можно подключать к компьютеру.

    Ответ. Устройства ввода: микрофон, сканер, джойстик, видеокамера. Устройства вывода: наушники, колонки, принтер.

    На самом деле, число устройств, подключаемых к компьютеру очень велико и практически неограничено. К компьютеру можно подключить и кухонный стол, если только снабдить стол исполнительными механизмами и электроникой, которая будет сопрягать эти механизмы с компьютером.

    Самым популярным компьютерным элементом сейчас стал модем. Это устройство связывает компьютер через телефонную сеть с Интернет.

  7. Что такое экранный объект? Приведите примеры.

    Ответ. Экранный объект — это элемент изображения на экране, который мы воспринимаем как самостоятельную единицу. К экранным объектам относятся: значки, кнопки, прямоугольные области, картинки.

  8. Как выполнить мышиный щелчок по экранному объекту?

    Ответ. Нужно:
    • навести на объект экранный указатель;
    • нажать и отпустить мышиную кнопку.

  9. Почему в кабинете информатики так важна чистота?

    Ответ. Пыль, которая всегда бывает в неубранном классе, оседает на поверхности машины, проникает внутрь и выводит из строя точные электромеханические устройства, портит электронные схемы.

    Сальные, грязные руки оставляют следы на клавишах клавиатуры и мышке. Крошки, семечки, кусочки жвачки проникают в щели между клавишами и могут вывести из строя прибор.

  10. Почему в кабинете информатики необходимо соблюдать дисциплину?

    Ответ. Учитель заранее подготавливает компьютер к уроку. Если нажимать клавиши и щелкать мышкой по своему усмотрению, то это, скорее всего, испортит работу учителя.

    Балуясь с друзьями около компьютера, можно случайно его повредить.

  11. Какие правила поведения в школьном кабинете информатики связаны с тем, что компьютер — это электрический прибор? Чем опасно нарушение правил техники безопасности в кабинете информатики?

    Ответ. Нельзя трогать провода, которые соединяют между собой отдельные части компьютера и провода, подводящие электрическое питание. Не соблюдение этих правил может повредить компьютер или привести к удару электрического тока с очень тяжелыми последствиями.

  12. Почему нельзя нажимать кнопку выключения компьютера?

    Ответ. Современный компьютер выключается специальным образом: сначала нужно сообщить о выключении самому компьютеру (операционной системе), чтобы он смог подготовиться к выключению. Отключать компьютер от электрического питания можно только после появления на экране надписи: “Теперь питание компьютера можно отключить”.

    Отключение питания без предварительной подготовки может привести к потери информации и даже к невозможности дальнейшей работы компьютера без многочасовой переустановки.

  13. Внимательно прочитайте рассказ. Какие правила техники безопасности в кабинете информатики успели нарушить Вова Бякин и его товарищ за несколько минут?

    Вова Бякин и Федя Кряков на уроке информатики

    Вова Бякин и Федя Кряков на уроке информатике

    Звонок на урок информатики застал Вову Бякина в буфете.

    На ходу дожёвывая пирожок и облизывая измазанные повидлом пальцы, Вова помчался в класс. Урок уже начался, но учитель разрешил запыхавшемуся Вове войти. Бякин подошёл к своему месту, отряхнул костюм от крошек и сел.

    “Хочешь семечек?” — шёпотом спросил его лучший друг и сосед по парте Федя Кряков.

    Вова проглотил остатки пирожка, подставил ладонь и сказал: “Давай!”

    Часть семечек просыпалась на пол, и Вова полез под стол доставать их. При этом ему очень мешали провода от компьютера, так что их пришлось несколько раз перекладывать с места на место.

    Учитель сделал Бякину замечание. Чтобы показать, что он не бездельничает, Вова стал быстро-быстро стучать по клавиатуре, нажимая разные клавиши. А Федя стал водить мышкой и нажимать на ней кнопки.


    Ответ.

    • грязные руки
    • чистка костюма у компьютера
    • семечки
    • прикасание к проводам
    • нажатие на кнопки и клавиши без команды учителя

  14. Как войти в нужный раздел книги?

    Ответ. Нужно щелкнуть по кнопке с номером нужного урока или по соответствующей строке оглавления на первой странице книги.

  15. Как перейти из раздела к оглавлению книги?

    Ответ. Нужно щелкнуть по кнопке с изображением домика (переход “домой”).

Зачетный класс

Решения зачетного класса

Сброс

  1. Какие части компьютера предназначены для вывода текстов и рисунков? Установите нужные флажки и нажмите кнопку Проверить.
    системный блок
    монитор
    клавиатура
    мышь
    принтер
    сканер


    Ответ.
    Монитор и принтер.

  2. Какие части компьютера предназначены ввода текстов или рисунков? Установите нужные флажки и нажмите кнопку Проверить.
    системный блок
    монитор
    клавиатура
    мышь
    принтер
    сканер


    Ответ.
    Клавиатура и сканер. Мышь тоже устройство ввода, но это устройство для ввода управляющих воздействий на экранные объекты. Ввести через мышь текст или рисунок нельзя.

  3. Какая часть компьютера содержит управляющие и запоминающие устройства? Установите нужные флажки и нажмите кнопку Проверить.
    системный блок
    монитор
    клавиатура
    мышь
    принтер
    сканер


    Ответ.
    Системный блок.

  4. Какие правила надо обязательно соблюдать при работе за компьютером? Установите нужные флажки и нажмите кнопку Проверить.
    не трогать провода
    почистить зубы
    нельзя выключать компьютер
    мягко нажимать на клавиши
    за час до работы поспать


    Ответ.
    Почистить зубы и хорошо выспаться перед тем как сесть за компьютер, конечно, не помешает! Однако, обязательными требованиями являются:

    • не трогать провода
    • нельзя выключать компьютер
    • мягко нажимать на клавиши

  5. Отметьте то, что является экранным объектом и нажмите кнопку Проверить.
    кнопка включения монитора
    кнопка на экране монитора
    флажок на экране монитора
    фирменный значок на лицевой панели монитора
    значок на экране монитора


    Ответ.
    Экранный объект должен быть расположен на самом экране:

    • кнопка на экране монитора
    • флажок на экране монитора
    • значок на экране монитора


Азы информатики RU 2000/2001 © А.А.Дуванов

Вверх Оглавление книги “Знакомство с компьютером” Урок 0. Здравствуй, компьютер! Письмо автору Об авторах