|
Автор книги Дуванов Александр Александрович.
Руководитель Роботландского университета, старший научный сотрудник
негосударственного образовательного учреждения дополнительного
образования Роботландия+. Один из авторов ПМК
Роботландия.
Содержание книги
Ниже приводятся краткие описания уроков книги.
0. Здравствуй, компьютер!
Состав компьютера. Компьютерные термины. Техника безопасности. Приемы
работы с книгой. Мышиные щелчки, переходы, флажки.
- Компьютеры вокруг нас
Механизация, автоматизация, программирование. Профессии компьютера.
Исполнитель Бука.
- Рабочий стол
Значки и ярлыки на Рабочем столе. Панель задач. Главное меню. Мышиные
операции. Алгоритм операции Перетаскивание. Исполнитель
Извозчик.
- Курсор
Указатели. Мышиные курсоры. Операция изменения размеров.
- Пиктограмма
Разнообразие пиктограмм. Пиктограммы на экране компьютера. Исполнитель
Пиктограмма. Конкурс пиктограмм.
- Программа и ее окно
Структура окна. Заголовок окна и кнопки управления. Операции над окном.
Оконные ОС.
- Меню
Понятие интерфейса. Простой список. Пиктографическое меню.
Меню на обычных кнопках, радиокнопках, флажках. Разворачивающийся
список. Иерархия. Иерархическое меню.
- Привет и Сочинитель
Алгоритмы работы литературных исполнителей. План,
алгоритм, программа. Понятие параллельного алгоритма. Может ли
компьютер думать? Исполнители Привет и Сочинитель.
- Контрольная работа
Повторение пройденного материала.
Как работать с книгой
Основной и дополнительный слой
Книга содержит два слоя основной и
дополнительный.
Основной слой ориентирован непосредственно на обучаемого
ученика младших классов. Дополнительный слой на учителя,
который сопровождает ученика в работе над книгой и помогает ему. В
крайнем случае, если ученик работает с книгой совершенно
самостоятельно, он может использовать второй слой для дополнительного
чтения и проверки ответов на вопросы книги.
Ссылки на основной слой явно присутствуют в меню (оглавлении) книги.
Ссылки на слой дополнительный немного замаскированы (ведь в этой части
содержатся ответы на вопросы).
Основной слой имеет следующую структуру:
-
Читальный зал (вход по щелчку на заглавной фразе лисенка). Раздел
содержит фактический материал урока.
-
Конспект. Определения и ключевые фразы читального зала.
-
Вопросы. Основа для закрепления изучаемого материала.
-
Практикум. Работа с исполнителями и испытателями по теме урока.
-
Зачетный класс. Автоматизированная проверка пройденного материала.
Переход на дополнительный слой из основного
Переход на дополнительный слой в каждом уроке книги выполняется
мышиным щелчком по названию урока в его начале или щелчком по кнопке
со знаком вопроса в его конце.
Например, в первом уроке Компьютеры вокруг нас переход на
дополнительный слой выполняется щелчком по заголовку в начале урока:
Или мышиным щелчком по кнопке со знаком вопроса в конце урока:
Возврат к основному тексту
Вернуться из дополнительного слоя в основной можно мышиным щелчком
по заголовку урока в начале страницы:
Или мышиным щелчком по кнопке со стрелкой в конце текста:
Удаление дополнительного слоя
Если из педагогических соображений необходимо закрыть доступ учеников
к дополнительному слою, то это достигается удалением соответствующих
файлов в копиях книги, установленных на ученических компьютерах.
Удаляются следующие файлы:
- .\computer\01t.htm (Компьютеры вокруг нас)
- .\computer\02t.htm (Рабочий стол)
- .\computer\03t.htm (Курсор)
- .\computer\04t.htm (Пиктограмма)
- .\computer\05t.htm (Программа и ее окно)
- .\computer\06t.htm (Меню)
- .\computer\07t.htm (Программа Привет)
- .\computer\08t.htm (Может ли компьютер думать?)
Методика
Книга состоит из глав-уроков. Каждый урок это одна тема.
Фактически изучение главы может занять несколько школьных уроков: это
зависит от уровня подготовки школьников, их возраста, подробности
изучения, объема стороннего материала, которым учитель дополняет
материал учебника.
Каждая глава учебника состоит из следующих частей:
-
Читальный зал (вход по ссылке на тексте,
которым лисенок открывает урок).
-
Конспект (ключевые фразы урока).
-
Вопросы (вопросы по теме урока, они повторяются в читальном зале).
-
Практикум (практическая работа с исполнителем за компьютером).
-
Зачетный класс (электронный экзамен на
проверку степени усвоения материала урока).
Валентина Алексеевна Козлова (учитель
информатики из Перми) рекомендует следующий план организации обучения:
-
Знакомство с материалом урока. Тема урока
излагается учителем в классе или ученик знакомится с ней по текстам
Читального зала самостоятельно дома. В последнем случае
этот раздел учебника лучше распечатать для уменьшения вредных
воздействий монитора на глаза ребенка (особенно, если монитор
невысокого качества). Полезно конспектирование в тетради, поскольку
оно способствует лучшему усвоению материала.
-
Обсуждение темы урока. В основу можно положить
вопросы из раздела Задания и ключевые фразы из раздела
Конспект.
-
Практикум. Любой опыт или эксперимент
содействует закреплению новых знаний, переводя их из
абстрактно-логической сферы в предметно-чувственную. Кроме того,
компьютерный практикум существенно повышает мотивацию к занятиям.
-
Зачетный класс. Школьники решают задания до
тех пор, пока не получат звание Профессор (нет
ошибок, оценка 5) или звание Студент
(1-2 ошибки, оценка 4):
Если получены звания Торопыжка (много ошибок)
или Незнайка (очень много ошибок), то зачетный
класс лучше решить заново.
-
Обсуждение заданий зачета. После того как
ученики сдали зачет, необходимо публично еще раз пройтись по вопросам.
Пусть дети обоснуют выбор того или иного ответа.
Реальные условия проведения занятий могут существенно повлиять на
предложенный план. Если времени много, то один урок можно разбить на
два: на первом изложение материала и практикум, на
втором обсуждение (повторение) на основе разделов
Вопросы и Зачетный класс.
В условиях же дефицита времени учитель может отказаться от
каких-то разделов урока. К примеру, сразу после изложения
материала перейти к Зачетному классу.
Домашние задания
Домашние задания книги предложены Валентиной
Алексеевной Козловой. Они разбиты на три группы.
Вариант 1
Задания не требуют наличия дома у ученика компьютера, носят
репродуктивный характер, то есть, основаны только на материалах и
приемах, изученных и освоенных на занятии.
Вариант 2
Для детей, имеющих дома компьютер, включает в себя, кроме
репродуктивных, еще и поисково-исследовательские задания.
Вариант 3
Творческий вариант. Выполнение заданий требует от детей
интеллектуальной инициативы и размышлений; выполняться задания могут
как в тетради, так и на домашнем компьютере, при условии, что ученик
сдает на проверку распечатку или файл (если учитель согласен на
последнее).
Планы уроков
Конкретные планы сильно зависят от возраста учеников и количества
времени, отводимого на обучение. Кроме того, каждый учитель имеет
собственное представление о том, как должно строиться обучение.
Поэтому, приводимую ниже таблицу следует рассматривать как упрощенную
скелетную схему, которая может помочь при составлении настоящего плана,
ориентированного на конкретные условия обучения, личность учителя и
контингент обучаемых.
Таблица предполагает такую работу, при которой на каждый книжный урок
приходится по 2 школьных часа. Таким образом, весь материал книги будет
освоен за 18 занятий. Практика Роботландского университета подтвердила
эти предположения.
Графы таблицы имеют следующий смысл:
Урок |
№ |
План |
Номер книжного урока. |
Номер школьного занятия. |
Условный план школьного занятия.
Лекция n изложение учителем
материала книжного урока с номером n.
Конференция беседа с учениками,
опрос.
Практикум n выполнение
учениками заданий Практикума книжного урока с номером n.
Зачетный класс n
выполнение учениками заданий Зачетного класса книжного урока с
номером n.
|
Условный план обучения
Урок |
№ |
План |
0 |
1 |
1. Знакомство с детьми и курсом.
2. Лекция 0.
3. Практикум 0.
4. Задание на дом.
|
2 |
1. Проверка ДЗ.
2. Конференция.
3. Задание на дом.
4. Зачетный класс 0.
|
1 |
3 |
1. Проверка ДЗ.
2. Конференция.
3. Лекция 1.
4. Практикум 1.
5. Задание на дом.
|
4 |
1. Проверка ДЗ.
2. Конференция.
3. Задание на дом.
4. Зачетный класс 1.
|
2 |
5 |
1. Проверка ДЗ.
2. Конференция.
3. Лекция 2.
4. Практикум 2.
5. Задание на дом.
|
6 |
1. Проверка ДЗ.
2. Конференция.
3. Задание на дом.
4. Зачетный класс 2.
|
... |
|
|
|
|
7 |
15 |
1. Проверка ДЗ.
2. Конференция.
3. Лекция 7.
4. Практикум 7.
5. Задание на дом.
|
16 |
1. Проверка ДЗ.
2. Конференция.
3. Задание на дом.
4. Зачетный класс 7.
|
8 |
17 |
1. Проверка ДЗ.
2. Конференция.
|
18 |
1. Зачетный класс 8.
|
Благодарности
Эта книга не возникла на пустом месте. В ее основу заложены идеи курса
информатики для младших школьников под названием Роботландия. Автор выражает глубокую
благодарность коллегам, с которыми он, на заре становления школьной
информатики, работал над созданием концепции, учебника, пособия и
компьютерной поддержки этого курса. Атмосфера радостного творчества
царила в коллективе благодаря основным его участникам:
- Гольцман Михаил Александрович
- Дроздов Николай Борисович
- Зайдельман Яков Наумович
- Первин Юрий Абрамович
- Русс Александр Артурович
Особую благодарность выражаю Валентине Алексеевне
Козловой, с которой меня связывает многолетнее сотрудничество в
рамках Роботландского университета. Ее вклад в книгу измеряется не
только числом обнаруженных и исправленных ошибок, но и очень весомыми
замечаниями и предложениями талантливого педагога-практика. Даже сама
структура книги с отдельным читальным залом и конспектом в
основном разделе возникла в результате обсуждений и консультаций с
пермской коллегой. Кроме того, весомая часть вопросов зачетного класса
и все домашние задания предложены Валентиной Алексеевной. Спасибо!
|