|
Автор книги Дуванов Александр Александрович.
Руководитель Роботландского университета, старший научный сотрудник
негосударственного образовательного учреждения дополнительного
образования Роботландия+. Один из авторов ПМК
Роботландия.
Содержание книги
Ниже приводятся краткие описания уроков книги.
- Что такое информация
Понятие информации. Какую информацию изучает информатика. Скорость
передачи, алгоритмы обработки. Редактор строки (цифры, переключения
регистра и алфавита, русские строчные буквы, клавиша Bs).
- Как получить информацию
Универсальность информатики. Виды представления информации. Органы
чувств. Алгоритмы обработки. Редактор строки (заглавные
буквы, клавиша Del).
- Что можно делать с информацией
Информационные процессы (хранение, передача, обработка). Игра
Поход за информацией. Измерение объема информации. Байт.
Алгоритмы Обработчика. Редактор строки (знаки препинания, специальные
символы).
- Хранение информации
Информационные носители. Способы хранения информации. Двоичное
кодирование. Хранение информации в компьютере, Интернете. Алгоритмы
Обработчика. Редактор строки (латинские буквы).
- Хранить, чтобы искать
Способы структурирования информации (информационный элемент, множество,
линейный список, стек, очередь, список, иерархия, лес, граф, таблица,
составные структуры). Электронные таблицы. Хранение по алфавиту.
Содержание. Индекс. Гипертекст. Поиск информации в Интернете.
Редактор строки (Home, End, Ins).
- Передача информации
Источник, приемник и канал передачи. Преобразование информации при
передаче. Передача в Интернете. Скорость передачи. Игры в передачу
информации. Классификация ошибок клавиатурного набора. Алгоритмы
исправления. Тренажер Правилка.
- Искажения при передаче
Причины искажений. Типы ошибок передачи. Ошибки в компьютере. Защита от
искажений. Исполнитель Листик. Игры в кодирование и передачу. Тренажер
Правилка.
- Обработка информации
Схема обработки информации. Обработка на компьютере. Операционная
система. Исполнители Бухгалтер и Переводчик.
- Алгоритмы обработки информации
Понятие алгоритма, составителя, исполнителя. Компьютерные алгоритмы и
программы. План работы программиста. Пример разработки программы.
Исполнитель Малыш (учебный компьютер). Буфер обмена ОС.
- Кодирование информации
Способы кодирования. Двоичное кодирование и физика ЭВМ.
Исполнители Листик и Бухгалтер. Игры в кодирование.
- Шифрованные сообщения
Криптография. Тарабарский язык. Табличный шифр. Алфавитные сдвиги.
Компьютерная криптография. Симметричное и асимметричное шифрование.
Исполнители: Криптограф, Табличный шифр, Волшебный квадрат, Ребус.
- Что там у компьютера внутри
Информационная схема компьютера и набор его устройств. Единицы
измерения объема памяти. Иерархическая схема компьютерной памяти.
Исполнитель Компьютер.
- Информационные объекты
Понятие объекта. Материальные и виртуальные объекты. Объекты в
информатике. Свойства, алгоритмы и события объекта. Структурное
программирование. Объектное программирование. Визуальное
программирование объектов в исполнителе Конструктор.
- Контрольная работа
Повторение пройденного материала. Заключительный конкурс.
Как работать с книгой
Основной и дополнительный слой
Книга содержит два слоя основной и
дополнительный.
Основной слой ориентирован непосредственно на обучаемого
ученика младших классов. Дополнительный слой на учителя,
который сопровождает ученика в работе над книгой и помогает ему. В
крайнем случае, если ученик работает с книгой совершенно
самостоятельно, он может использовать второй слой для дополнительного
чтения и проверки ответов на вопросы книги.
Ссылки на основной слой явно присутствуют в меню (оглавлении) книги.
Ссылки на слой дополнительный немного замаскированы (ведь в этой части
содержатся ответы на вопросы).
Основной слой имеет следующую структуру:
-
Читальный зал (вход по щелчку на заглавной фразе лисенка). Раздел
содержит фактический материал урока.
-
Конспект. Определения и ключевые фразы читального зала.
-
Вопросы. Основа для закрепления изучаемого материала.
-
Практикум. Работа с исполнителями и испытателями по теме урока.
-
Зачетный класс. Автоматизированная проверка пройденного материала.
Переход на дополнительный слой из основного
Переход на дополнительный слой в каждом уроке книги выполняется
мышиным щелчком по названию урока в его начале или щелчком по кнопке
со знаком вопроса в его конце.
Например, в первом уроке Что такое информация переход на
дополнительный слой выполняется щелчком по заголовку в начале урока:
Или мышиным щелчком по кнопке со знаком вопроса в конце урока:
Возврат к основному тексту
Вернуться из дополнительного слоя в основной можно мышиным щелчком
по заголовку урока в начале страницы:
Или мышиным щелчком по кнопке со стрелкой в конце текста:
Удаление дополнительного слоя
Если из педагогических соображений необходимо закрыть доступ учеников
к дополнительному слою, то это достигается удалением соответствующих
файлов в копиях книги, установленных на ученических компьютерах.
Удаляются следующие файлы:
- .\info\01t.htm (Что такое информация)
- .\info\02t.htm (Как получить информацию)
- .\info\03t.htm (Что можно делать с информацией)
-
и так далее
Методика
Книга состоит из глав-уроков. Каждый урок это, как
правило, две темы. Одна основная, связана с понятием
информации. Другая дополнительная, введена для наращивания
мускулов компьютерного пользователя.
Предполагается, что на реальном уроке в классе найдется время для
обоих тем. Поработав с высокой темой информация, дети
могут спустится до уровня навыков работы с клавиатурой, и часть
времени повалять дурака, выполняя задания на технику
текстового ввода и редактирования.
Тема редактирования перейдет в разряд высоких в следующей
книге Пишем на компьютере. И дети уже будут готовы
воспринимать концепцию компьютерного редактирования, опираясь на
небольшой приобретенный опыт.
Фактически изучение главы может занять несколько школьных уроков: это
зависит от уровня подготовки школьников, их возраста, подробности
изучения, объема стороннего материала, которым учитель дополняет
материал учебника.
Каждая глава учебника состоит из следующих частей:
-
Читальный зал (вход по ссылке на тексте,
которым лисенок открывает урок).
-
Конспект (ключевые фразы урока).
-
Вопросы (вопросы по теме урока, они повторяются в читальном зале).
-
Практикум (практическая работа с исполнителем за компьютером).
-
Зачетный класс (электронный экзамен на
проверку степени усвоения материала урока).
О конспектах книги. Конспект можно рассматривать как краткое изложение
темы. Часто конспект не повторяет буквально фрагменты текста
Читального зала, а проводит обобщения, которые можно сделать только
после знакомства со всем материалом урока и его осмыслением.
Знакомить детей с конспектом настоятельно рекомендуется.
Можно предложить такую схему работы.
- Детям выдается на дом распечатанный на бумаге материал Читального
зала.
- На уроке идет обсуждение темы. Учитель использует вопросы
Читального зала как сценарий построения урока.
- Детям вместе с домашним заданием выдается распечатанный Конспект
урока. Дома дети читают Конспект и конспектируют его! Они записывают в
свои тетради одни только словесные формулы.
Например, детский конспекте урока 3 может быть таким:
Информационные процессы: хранение, передача, обработка.
Хранение: в голове, в природе, в специальных
устройствах (бумага, кинолента, диски).
Передача: природные явления, специальные
устройства (радио, телевидение, телефон, Интернет). Органы чувств для
приема информации.
Обработка: в голове, в специальных устройствах
(арифмометр, калькулятор, компьютер).
- На следующем уроке учитель принимает конспекты детей на проверку.
Он выставляет за конспекты оценки, отмечая лучшие образцы.
- Дети выполняют задания Зачетного класса, имея распечатанный конспект
у себя на рабочем столе.
Валентина Алексеевна Козлова (учитель
информатики из Перми) рекомендует следующий план организации обучения:
-
Знакомство с материалом урока. Тема урока
излагается учителем в классе или ученик знакомится с ней по текстам
Читального зала самостоятельно дома. В последнем случае
этот раздел учебника лучше распечатать для уменьшения вредных
воздействий монитора на глаза ребенка (особенно, если монитор
невысокого качества). Полезно конспектирование в тетради, поскольку
оно способствует лучшему усвоению материала.
-
Обсуждение темы урока. В основу можно положить
вопросы из раздела Задания и ключевые фразы из раздела
Конспект.
-
Практикум. Любой опыт или эксперимент
содействует закреплению новых знаний, переводя их из
абстрактно-логической сферы в предметно-чувственную. Кроме того,
компьютерный практикум существенно повышает мотивацию к занятиям.
-
Зачетный класс. Школьники решают задания до
тех пор, пока не получат звание Профессор (нет
ошибок, оценка 5) или звание Студент
(1-2 ошибки, оценка 4):
Если получены звания Торопыжка (много ошибок)
или Незнайка (очень много ошибок), то зачетный
класс лучше решить заново.
-
Обсуждение заданий зачета. После того как
ученики сдали зачет, необходимо публично еще раз пройтись по вопросам.
Пусть дети обоснуют выбор того или иного ответа.
Реальные условия проведения занятий могут существенно повлиять на
предложенный план. Если времени много, то один урок можно разбить на
два: на первом изложение материала и практикум, на
втором обсуждение (повторение) на основе разделов
Вопросы и Зачетный класс.
В условиях же дефицита времени учитель может отказаться от
каких-то разделов урока. К примеру, сразу после изложения
материала перейти к Зачетному классу.
Домашние задания
Домашние задания книги предложены Валентиной
Алексеевной Козловой. Они разбиты на три группы.
Вариант 1
Задания не требуют наличия дома у ученика компьютера, носят
репродуктивный характер, то есть, основаны только на материалах и
приемах, изученных и освоенных на занятии.
Вариант 2
Для детей, имеющих дома компьютер, включает в себя, кроме
репродуктивных, еще и поисково-исследовательские задания.
Вариант 3
Творческий вариант. Выполнение заданий требует от детей
интеллектуальной инициативы и размышлений; выполняться задания могут
как в тетради, так и на домашнем компьютере, при условии, что ученик
сдает на проверку распечатку или файл (если учитель согласен на
последнее).
Планы уроков
По мнению автора материал книги реально освоить за 34 школьных урока:
№ |
Название урока книги |
Число занятий |
1 | Что такое информация | 3 |
2 | Как получить информацию | 2 |
3 | Что можно делать с информацией | 3 |
4 | Хранение информации | 2 |
5 | Хранить, чтобы искать | 4 |
6 | Передача информации | 3 |
7 | Искажения при передаче | 2 |
8 | Обработка информации | 2 |
9 | Алгоритмы обработки информации | 3 |
10 | Кодирование информации | 2 |
11 | Шифрованные сообщения | 3 |
12 | Что там у компьютера внутри | 2 |
13 | Информационные объекты | 2 |
14 | Контрольная работа | 1 |
| Итого | 34 |
Конкретные планы сильно зависят от возраста учеников и количества
времени, отводимого на обучение. Кроме того, каждый учитель имеет
собственное представление о том, как должно строиться обучение.
В учительских текстах каждого книжного урока приводятся
таблицы с авторскими рекомендациями о планировании школьных занятий.
Эти таблицы следует рассматривать как упрощенную скелетную схему,
которая может помочь при составлении настоящего плана, ориентированного
на конкретные условия обучения, личность учителя и контингент
обучаемых.
Графы таблиц имеют следующий смысл:
Урок |
№ |
План |
Номер книжного урока. |
Номер школьного занятия. |
Условный план школьного занятия.
Лекция n изложение учителем
материала книжного урока с номером n.
Конференция беседа с учениками,
опрос.
Практикум n выполнение
учениками заданий Практикума книжного урока с номером n.
Зачетный класс n
выполнение учениками заданий Зачетного класса книжного урока с
номером n.
|
Истоки
Эта книга базируется на материалах соответствующего раздела курса
информатики для младших школьников под названием Роботландия, основными авторами которого
являются:
- Гольцман Михаил Александрович
- Дроздов Николай Борисович
- Дуванов Александр Александрович
- Зайдельман Яков Наумович
- Первин Юрий Абрамович
- Русс Александр Артурович
Тексты роботландского курса использованы с небольшими модификациями в
Читальных залах этой гипертекстовой книги. Эти истоковые тексты были
написаны в начале 90-ых следующими роботландцами
(определить авторство до абзаца порой просто невозможно):
- Дуванов Александр Александрович
- Зайдельман Яков Наумович
- Первин Юрий Абрамович
Благодарности
Выражаю благодарность Валентине Алексеевне
Козловой, с которой меня связывает многолетнее сотрудничество в
рамках Роботландского университета. Ее вклад в книгу измеряется не
только числом обнаруженных и исправленных ошибок, но и очень весомыми
замечаниями и предложениями талантливого педагога-практика.
Как известно, в споре рождается не истина, а недовольство оппонентом.
Наши бурные электронные дебаты с Валентиной Алексеевной
редкое исключение. Они оказали позитивное влияние на книгу, заставляя
автора задуматься над важными вещами.
Большинство замечаний Валентины Алексеевны принимались после жарких
обсуждений, и первоначальный текст книги менялся. Но некоторые вещи, в
силу моего природного упрямства, были оставлены и даже усилены.
Например, рассказ об информатике, как науке, работающей с
бессмысленными сообщениями.
Одним словом, если вы встретите в книге хорошие места, то они
получились благодаря старому роботландскому курсу и Валентине
Алексеевне. За все плохое несет ответственность исключительно Дуванов.
Немалую работу над книгой в 2001/2002 учебном роботландском году
выполнили Харичева Ольга Сергеевна и Болгарина Елена Викторовна из Екатеринбурга. Очень
внимательное чтение с учительской придирчивостью к тексту,
значительно улучшили книгу и помогли автору избавиться от расплывчатых
описаний, неточных фраз и терминов. В первой книге, которую коллеги
также внимательно читали, даже появился новый вводный урок по технике
безопасной работы с компьютером. Этот важный урок получил номер 0, так
как других номеров уже не было, а оплошность необходимо было исправить.
Второй год работы на курсе 12 Роботландского университета (2002/2003
учебный год) также принес книге много улучшений и дополнений. Особое
спасибо хочется сказать школьным учителям Коробковой
Ирине Ивановне из Челябинска, Шматкову Игорю
Владимировичу из Петропавловска, Девятовой
Елене Владимировне из Чистополя, Зыбину Ивану
Васильевичу из Назарово. После каждого школьного урока автор и
весь курс получали по списку рассылки от своих добрых коллег подробный
отчет: персональные модели урока, списки замечаний и рекомендаций. Мне
оставалось только интегрировать в книгу этот материал, преломив его
через призму собственного представления о методической парадигме этого
курса.
|