Блок Радиационная разведка

07.04.2007, 13:21

Notice: Undefined variable: pageadd in /home/u00372/public_html/top_add.php on line 36

Блок радиационная разведка

Скачать схему лучшего качества. JPG, 108 Кб.

Его назначение - обнаружить радиационную опсность и оповестить о ней. Чувствительным элементом блока является газоразрядный счетчик типа СТС-5 (или СТС-1).

Для питания счетчика высоким напряжением применен блокинг-генератор, собранный на транзисторе VT21 (КТ801Б). Трансформатор блокинг-генератора намотан на магнитопроводы из трансформаторной стали Ш12, толщина набора 12 мм; первичная обмотка содержит 146 витков провода ПЭЛ 0,22 с отводом от 26-го витка; вторичная обмотка-3000 витков провода ПЭЛ 0,08. Импульсы, вырабатываемые блокинг-тенератором, выпрямляются диодом VDI (КД412А) и заряжают конденсатор С21 до напряжения 300-500 В.

При появлении радиационного излучения в счетчике возникает разряд. Импульсы напряжения с резистора R53 через конденсатор С22 поступают на двухкаскадный усилитель, собранный на транзисторах VT22 и VT23. Первый каскад собран по схеме с общим коллектором, что обеспечивает достаточно высокое входное сопротивление усилителя. Второй каскад собран по схеме с общим эмиттером. С коллекторной нагрузки второго каскада положительные импульсы напряжения поступают через конденсатор С24 на выпрямитель, собранный по схеме удвоения напряжения на диодах VD12 и VD13. Этот выпрямитель заряжает конденсатор С26. Разряд конденсатора происходит через резистор R61. Напряжение, выделяющееся на нем, складывается с опорным напряжением на конденсаторе С25, которое устанавливается потенциометром R62 при регулировке блока. Суммарное напряжение приложено к базе транзистора VT24 входящего в состав пусковой схемы, собранной на транзисторах VT24 и VT25. Действует спусковая схема следующим образом.

При отсутствии радиации потенциал базы транзистора VT24 определяется только положением движка потенциометра R62. Он устанавливается таким образом чтобы транзистор VT24 был открыт и через него протекал ток 9-10 мА. При этом транзистор VT25 закрыт и ток через реле К10 не течет. При радиации на конденсаторе С26 появляется напряжение, значение которого зависит от интенсивности радиационного излучения. Напряжение на конденсаторе С26 складывается с опорным напряжением, и потенциал базы транзистора VT24 изменяется, что ведет к уменьшению тока через транзистор. При некотором значении интенсивности радиации изменение тока транзистора VT24 приводит к тому, что транзистор VT25 открывается, а транзистор VT24 закрывается. При этом срабатывает реле К10, включая исполнительный узел. по книге "Занимательная кибернетика",
автор А.Б. Гордин

Хотите видеть на нашем сайте больше статей? Кликните Поделиться в социальных сетях! Спасибо!