Сайт о роботах

Плоский Буратино импровизирует на барабане и исправляет людей » Роботы манипуляторы


Два папы Карло сделали Буратино. После они долго возились со своим деревянным дитём. Оно постепенно 'взрослело', и о нём узнавали всё больше. А однажды 'чудо-ребёнок' даже отправился по миру — на гастроли. История, в общих чертах, повторяется. Но — с технологическим уклоном.
Навигация
Самые интересные статьи

Обратите внимание Будьте в курсе событий.

Плоский Буратино импровизирует на барабане и исправляет людей


05.10.2006, 11:48

Плоский Буратино импровизирует на барабане и исправляет людей
Разрешённые барабанщики: Дрисколл, Haile, Вайнберг (фото с сайта www-static.cc.gatech.edu).

Два папы Карло сделали Буратино. После они долго возились со своим деревянным дитём. Оно постепенно "взрослело", и о нём узнавали всё больше. А однажды "чудо-ребёнок" даже отправился по миру — на гастроли. История, в общих чертах, повторяется. Но — с технологическим уклоном.

Джил Вайнберг (Gil Weinberg), профессор музыкальных технологий из Технологического института Джорджии, (Georgia Institute of Technology) за компанию со своим аспирантом Скоттом Дрисколлом (Scott Driscoll) сделали Haile — музыкального робота.

В наши дни словосочетание "музыкальный робот" вряд ли кого сильно впечатлит, а читателей "Мембраны" и подавно: вы, конечно, знаете, что робот в оркестре может быть кем угодно — от трубача до дирижёра. Зачем же тогда ещё одно такое устройство?

Haile и Дрисколл погружены в творческий процесс (фото с сайта gatech.edu).

Haile и Дрисколл погружены в творческий процесс (фото с сайта gatech.edu).

Говоря о подобных механизмах, Дрисколл считает, что они — не более чем сложные компьютеры, способные только воспроизводить звуки. И это, по его мнению, происходило в музыкальной индустрии на протяжении последних 50 лет. "А нам хотелось сделать такое устройство, которое умеет повторять звук и, возможно, даже фальшивить при этом".

Другое дело! Хоть какая-то интрига. Действие робота оказывается, действительно интересны и непонятны, а главное — его работа похожа на какое-то странное соревнование, ведь он часто "выходит на дело" не один.

Для извлечения звука Haile нужна лишь такая палочка. И, разумеется, барабан (фото с сайта gatech.edu).

Для извлечения звука Haile нужна лишь такая палочка. И, разумеется, барабан (фото с сайта gatech.edu).

Haile, как и положено добропорядочному роботу, имеет ряд "прошитых" алгоритмов, однако их реализация — далеко не самое главное. Основная задача этой машины — слушать музыканта и играть вместе с ним, воспроизводя не записанный ритм, а тот, который только что услышан. Соответственно, если музыкант меняет ритмический рисунок или темп, так же поступает и Haile.

Робот умеет играть только на барабане и воспроизводит только ритм, остальное его мало интересует.

Впрочем, Вайнберг решил, что жизнь роботу надо усложнить, и вместе с Дрисколлом они снабдили Haile двумя уровнями — если так можно сказать — понимания музыки.

Haile и Вайнберг: кто кого перебарабанит? (фото с сайта gatech.edu).

Haile и Вайнберг: кто кого перебарабанит? (фото с сайта gatech.edu).

Основной уровень — это умение идентифицировать музыку и имитировать её.

Более высокий уровень — это не что иное, как способность различать ритмы. Кстати, такое умение позволяет Haile даже разбирать, насколько хаотичен или стабилен ритм, и воспроизводить его максимально правильно — даже если музыкант-напарник играет не слишком равномерно и точно.

Первоначальный вариант Haile запечатлён на снимке почти полностью. Нет, в виде "Чужого" он смотрится намного симпатичнее (фото Gil Weinberg, Scott Driscoll, Mitchell Parry).

Первоначальный вариант Haile запечатлён на снимке почти полностью. Нет, в виде "Чужого" он смотрится намного симпатичнее (фото Gil Weinberg, Scott Driscoll, Mitchell Parry).
Вайнберг и раньше создавал разные музыкальные новшества и участвовал в разработке таких кунстштюков, как, например, GuitarBot. Но сейчас всё это стало меньше нравиться профессору. Не то чтобы интерес угас, просто сами по себе устройства либо чересчур предсказуемы, либо дают "слишком электронный" звук.

Хитер Эллиотт-Фамуларо (Heather Elliott-Famularo), одна из организаторов выставки SIGGRAPH 2006 (там показывали уже знакомые вам искусственный глаз, суперкомп на плате и ещё много чего интересного), где выступал Haile, рассказывая о его умениях, упоминает об одной его очень интересной способности.

Так, в определённом режиме робот может не только копировать или воспроизводить "исправленный" ритм, но и даже делать аранжировки услышанных звуков, самостоятельно создавая новую звуковую картину. Прямо-таки, мечта ди-джея.

Что же касается внешности, то надо сказать, что робот выглядит очень необычно — его корпус сделан из полированной фанеры. Это Эллиотт-Фамуларо тоже выделяет как важную черту Haile, утверждая, что робот смотрится "визуально красиво". Что ж, насчёт "красиво" можно и поспорить — с внешностью, напоминающей Чужого из известного одноимённого фильма, у всех могут быть связаны самые различные ассоциации.

Но, как рассказывают, это куда лучше, чем первая версия — тогда у Haile вообще была лишь рука, и это было единственное, чем он напоминал робота.

Глядя на этот снимок, можно догадаться, что корпус Haile сделан из фанеры для того, чтобы в ракурсе «с ребра» он не отвлекал на себя слишком много внимания. Но, похоже, это не помогает (фото Matt Abshire/CNN).

Глядя на этот снимок, можно догадаться, что корпус Haile сделан из фанеры для того, чтобы в ракурсе «с ребра» он не отвлекал на себя слишком много внимания. Но, похоже, это не помогает (фото Matt Abshire/CNN).
А эстетические впечатления от исполнительских возможностей оставляют гораздо меньше сомнений

Но в центре внимания эта троица — Вайнберг, Дрисколл и робот — не всегда. В последнее время Haile, подобно Буратино (который, как рассказывают очевидцы, тоже был из дерева), почувствовал свою самостоятельность. У него (у робота, в смысле) недавно прошёл мировой тур по крупным городам в Израиле, Германии, Франции и США, а видеозаписи с его концертов расходятся по Интернету.

Haile — неоконченный проект: Вайнберг с Дрисколлом постоянном модифицируют и улучшают его перед каждым представлением.

Размышляя о Haile, Вайнберг говорит, что, работая с ним, занятно понаблюдать за отношениями человека и машины. "Но ещё было бы интереснее посмотреть, как играют два таких робота, вдохновляя друг друга", — добавляет профессор.

Правда, "папы Карло" пока не думали устраивать такое шоу с дуэтом. Но если решатся — тогда, дорогие поп-звёзды, готовьтесь к серьёзной конкуренции.


Источник: membrana

Создан робот, собирающий кубик Рубика

Создан робот, собирающий кубик Рубика
  • Разработкой робота, как отмечается в блоге GoogTube, занимались Дуг Ли, Джефф Лоэвелл и Майк Заджак. Устройство состоит из нескольких электромоторов ...
  • НАЗАД
    Костюмчик для тяжелоатлета

    Костюмчик для тяжелоатлета
  • Страсть японцев к роботизации временами просто поражает: кажется, ни одна другая нация в мире не занимается роботехникой с такой увлеченностью. ...
  • ВПЕРЁД