Лучшая половина человечества проиграла машине в сёги

14.10.2010, 14:48
Источник: www.membrana.ru




Впервые в официальном состязании по японским шахматам компьютер преодолел сопротивление игрока номер один среди женщин. Это прорыв после 35-летней эволюции программ для сёги. Ранее машины праздновали победы лишь над любителями, а в неофициальных встречах и над некоторыми из профи, но с гандикапом для компьютера. Теперь борьба пошла на равных. Сёги (Shogi) — это очень древняя, давно обособившаяся ветвь шахмат. До сих пор искусственный интеллект не мог сравниться в мастерстве с лучшими игроками по сёги в мире. Потому встреча, состоявшаяся в университете Токио (University of Tokyo) 11 октября, вполне может считаться знаковой. Место было выбрано не случайно: именно Токийский вуз совместно с университетом электрических коммуникаций (UEC ) создал софт-победитель под названием Akara 2010. А выступала против компьютера обладательница титула Осё (Osho) среди женщин Итиё Симидзу (Ichiyo Shimizu), выигрывавшая официальные турниры 45 раз (и это рекорд для дам).

Телекомпания NHK сообщает, что машина агрессивно преследовала Симидзу с самого начала. За суммарные шесть часов и три минуты хронометража (по три часа с хвостиком выделялось на ходы каждому игроку), а также 86 ходов кремниевый интеллект обставил чемпионку.

Ранее мы подробно рассказывали о важнейших вехах в противостоянии машинного разума и человека в шахматах, шашках и го. Так вот, пожалуй, только го может поспорить с сёги в сложности. Об этом говорит даже имя новой суперпрограммы. Akara — это буддистский термин для 10224, числа, которое более-менее близко к общему количеству всех возможных партий в сёги (10226). Для сравнения: в шахматах возможных партий наберётся "лишь" 10123. Отсюда и разнообразие тактики и стратегии, которые программистам следовало как-то упаковать в сухие алгоритмы. Строго говоря, Akara 2010 – это даже не одна программа. Это надстройка, которая выбирает следующий ход из предложенных четырьмя независимыми программами-игроками в сёги. Выбор осуществляется простым большинством голосов. Если две софтинки выдали один ход, а мнения двух других систем разошлись — очевидно, какую фигуру следует двинуть машинному игроку. Если мнения всех четырёх программ расходятся, видимо, ход делает та, что считается самой совершенной на данный момент, но точных объяснений на этот счёт нет.

Все составные части "Акары" были запущены на сети из 170 компьютеров. Только так можно было получить должную для сражения с "топ-вумен" скорость вычислений. Также стоит отметить, что создавая объединённую систему и совершенствуя её отдельные блоки, учёные и инженеры проанализировали 50 тысяч матчей ведущих игроков-людей. Четыре программы, влившиеся в "Акару", — это Gekisashi, GPS Shogi, YSS и Bonanza. Все они были разработаны в разные годы независимыми специалистами и учёными из университета Токио.

Подобные программы (Computer shogi) развиваются много лет, и четыре нынешних ингредиента являют собой самые выдающиеся образчики. Так, Gekisashi выиграла чемпионат мира 2010 года среди программ по сёги. А вот Bonanza интересна другим моментом. Ровно пять лет назад Японская ассоциация сёги (Japan Shogi Association) наложила запрет на матчи профессиональных игроков против компьютеров без специального разрешения. Это было сделано, чтобы сохранить достоинство профи и воспрепятствовать составлению рейтингов компьютеров вкупе с профессионалами, дабы дистанцироваться от коммерческой составляющей развития софта сёги (а такие программы сейчас ещё и бизнес).

Последний раз с соизволения ассоциации компьютер сыграл против одного из ведущих игроков в сёги — Акиры Ватанабэ (Akira Watanabe) — в 2007 году. Мастер победил. Проигравшей оказалась как раз программа Bonanza, что совсем не умаляет её достоинств, учитывая уровень соперника. Проанализировав матч, Акира заметил, что мог и проиграть, если бы машина выбрала оборонительную стратегию перед самым эндшпилем, но она решила атаковать. Ватанабэ тогда признал, что программы сёги достаточно хороши, чтобы противостоять профессионалам. Но позднее чемпион сделал прогноз, что ещё десятилетие всё-таки сможет побеждать любую программу.

Теперь набравшиеся ума машины сделали серьёзную заявку — победили лучшего игрока среди женщин. Ассоциация сёги намерена провести углублённый анализ этого матча до того, как решить — позволить ли компьютеру бросить вызов лучшим игрокам-мужчинам, обладающим более высоким рейтингом, чем Симидзу. Всё может быть, ведь Итиё дала высокую оценку возможностям Akara 2010. "Программа не делала эксцентричных ходов, и на середине партии я чувствовала, будто играю против человека. Я расстроена проигрышем, но я уважаю людей, которые приняли участие в разработке программного обеспечения, — передаёт слова японки Mainichi Daily News. — Я надеюсь, что люди и компьютеры станут сильнее в будущем благодаря дружеской конкуренции". Умиротворяющие речи Симидзу, конечно, дань восточной тактичности. Чемпионка призналась, что жаждет реванша.

Ключевые слова:
программы
Bonanza
Akara
компьютер
интеллект
женщины
игроки
человек
машины
шахматы
Токио
Искусственный интеллект
робот


Вернуться в рубрику:

Искусственный интеллект


Хотите видеть на нашем сайте больше статей? Кликните Поделиться в социальных сетях! Спасибо!

Смотрите также:

Обратите внимание полезная информация.

Робототехника для каждого. 2024г.